За кадром голос молодого человека: «Сейчас кино снимать будем! Сейчас кино снимать будем!». В кадре: школа, перемена, несколько старшеклассниц стоят, что-то оживленно обсуждают и смеются. Появляется еще одна девушка и... наносит сильный удар в лицо одной из стоящих учениц. Завязывается потасовка. Старшеклассницы, колотя друг друга, удаляются от камеры по коридору. Стоп-кадр.
Этот фильм снял на свой мобильный телефон один из учеников 526-ой гимназии. С одной стороны, всё это похоже на обычную школьную потасовку. Такое происходит чуть ли не каждый день и в обычных школах, и в элитных учебных заведениях. Но в данном случае есть и другая сторона. Сабина Алиева, которой нанесли удар по лицу, достаточно серьезно пострадала – врачи зафиксировали отслоение сетчатки глаза и резкое ухудшение зрения. Но старшеклассница не сразу обратилась к медикам, да и родителям о том, что случилось, не рассказала. Марина Земскова, мама Сабины, узнала об этом совершенно случайно. В дневнике у дочери она увидела запись о том, что дочка якобы ругалась матом. Тогда-то девочка и рассказала о драке и показала видео, сделанное мобильником.
Когда женщина узнала об инциденте, то немедленно отвела Сабину в травмпункт, где врачи поставили неутешительный диагноз, а затем обратилась в школу, чтобы разобраться в ситуации. Но объяснений никаких не последовало.
- Директор сослалась на занятость и отказалась со мной разговаривать, - рассказывает Марина Земскова. – Кроме этого, она заявила, что если мы будем поднимать этот вопрос, то Сабину исключат из гимназии.
Родители старшеклассницы обратились в милицию, но там тоже не получили поддержки: в возбуждении уголовного дела по факту драки было отказано. Началось противостояние между семьёй Алиевых-Земсковых и администрацией гимназии.
В школе состоялся педсовет, на котором обсуждался вопрос об отчислении Сабины Алиевой. Причина – «в связи с неоднократным грубым нарушением устава». Мать старшеклассницы этим обстоятельством была очень удивлена. Ни о каких нарушениях ей никто не сообщал, и соответствующих записей в дневнике не было.
Марина Земскова обратилась в вышестоящие инстанции, а именно, в прокуратуру и Комитет по образованию. Московская районная и городская прокуратуры признали приказы директора гимназии о дисциплинарных взысканиях, наложенных на ученицу 9 класса, «противоречащими требованиям Закона РФ «Об образовании» и опротестовали их. Отказ о возбуждении уголовного дела был также отменен, и его отправили на доследование. А председатель комитета по образованию в своем письме отметила, что «администрацией гимназии N 526 не были приняты должные меры к урегулированию конфликта, ряд учителей школы проявили некорректное поведение и непрофессиональный подход, настойчиво требуя исключения учащейся».
- Проведение этого педсовета, - говорит Марина Земскова, - мы с мужем рассматриваем как неприкрытое давление с тем, чтобы мы забрали ребенка из гимназии.
Но ни сама Сабина, ни её родители не преследуют такой цели. Девочке нравится учиться в этой школе, там очень сильный педагогический состав, и качество знаний, которые дают детям, на высоком уровне. Правда, сейчас девочка по состоянию здоровья переведена на домашнее обучение, которое должны осуществлять учителя 526-й гимназии.
Конфликт длится уже четыре месяца и конца ему не видно. Марина Валентиновна уверена, что инцидент с дракой администрация гимназии попыталась замять, потому что девочка, ударившая Сабину, – дочь одного из заместителей председателя Комитета по труду и социальной защите населения.
Семья Алиевых-Земсковых подала в суд иск о защите чести и достоинства своей дочери. В ближайшее время, видимо, появится еще один иск, на сей раз о защите чести самих родителей.
- Дело в том, что директор школы попыталась очернить нашу дочь, сказав, что это она избила школьницу, но видеозапись доказывает обратное, - говорит Марина Земскова. – А недавно на имя ректора Санкт-Петербургского государственного университета, где мы с мужем работаем, поступило письмо, в котором говорится, что наша дочь - неадекватный и агрессивный ребенок, оскорбляет учителей и инициирует конфликтные ситуации, а родители потворствуют такому поведению. Там также говорится, что мой муж оскорбил директора гимназии и что такие люди, как мы не имеем представления о правилах приличия и морали, спекулируем своими учеными званиями и воспитываем в ребенке психологию «сверхчеловека». Под письмом стоит 153 подписи родителей учеников. Но вызывает сомнение, что они вообще знали, под чем подписываются, все подписи стоят на отдельных листах.
Как говорит Марина Земскова, если бы директор гимназии и девочка, которая ударила её дочь, просто принесли бы свои извинения, то на этом конфликт был бы исчерпан. Но сейчас они будут идти до конца и не только из-за нанесенных их семье оскорблений.
- Подобное могло бы произойти и с другой семьей, - говорит Марина Валерьевна. – И как выясняется, в подобных ситуациях ни родители, ни дети не защищены от произвола.
P.S.: Эту историю Марина Земскова рассказала на пресс-конференции, куда, кстати, были приглашены и представители гимназии N 526. Но никто из них это мероприятие не почтил своим присутствием.
Лиана Растегина
Полностью материал читайте в номере газеты «Ваш тайный советник» от 08.05.2006