Конфликт между руководством консерватории имени Римского-Корсакова и театром Оперы и балета – это «конфликт от бедности». Так охарактеризовал последние события в жизни консерватории руководитель федерального Агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Однако не обострение отношений между представителями двух «субъектов культуры» привело его вместе с заместителями в Петербург. Выездное заседание коллегии Агентства на базе консерватории готовилось давно и связано с ее грядущей реорганизацией. По мнению чиновников, она положит конец спорам.
В 2012 году петербургской консерватории исполнится 125 лет. К этой знаменательной дате задумана реорганизация учреждения – как юридическая, так и фактическая. По словам Михаила Швыдкого, все здания, которые находятся в ведении консерватории – и само историческое здание консерватории, и лицей, и общежитие – требуют серьезного ремонта и реставрации. За последние два года на эти цели федеральным агентством было выделено порядка 60 миллионов рублей, но этого явно не достаточно, так как консерватории нужен не только ремонт, но и новое здание. Десять тысяч квадратных метров площадей старого занимают концертные площадки, еще 8 тысяч отведены под образовательный процесс. А так как к 2012 году число студентов планируется увеличить с 1600 человек до двух с половиной тысяч, нужно новое здание для размещения в нем факультетов консерватории. Тем не менее, историческое здание у учреждения обещают не отнимать – там планируется оставить четыре факультета и театр, то есть то, что было при основателе московской консерватории Рубинштейне.
По мнению Михаила Швыдкого, в ближайшее время правительство РФ должно принять постановление о реорганизации консерватории, которая предполагает также объединение консерватории и театра Оперы и балета (таким образом, произойдет то, чего опасаются в театре – он потеряет юридическую самостоятельность). В Роскультуре же надеются, что реорганизация, наоборот, снимет напряжение, проявившееся в последнее время. Швыдкой пояснил, что театр создавался 15 лет назад. И тогда существование двух юрлиц – образовательного и коммерческого – было оправдано. Теперь этой необходимости нет.
Понятно, что перемены займут около двух лет (только на изменение статуса потребуется несколько месяцев), и все это время театр и консерватория должны существовать в мире и согласии. Для этого планируется заключить некий «пакт о ненападении», скорее всего, это будет простой договор аренды площадей театра консерваторией. По словам Швыдкого, сделать это надо было уже давно, однако в течение долгих лет никто так и не удосужился «узаконить» отношения.
Каждая структура хочет извлечь из имеющегося здания свою выгоду. «Это именно тот случай, когда деньги портят атмосферу в коллективах», - сказал Швыдкой. Однако тут же отметил, что это – не от хорошей жизни. Артисты театра Оперы и балета получают меньше, чем их коллеги из консерватории и получить дополнительный заработок могут только коммерческим прокатом. Так что конфликт между руководством консерватории и театра – это «конфликт от бедности», однако никто не ожидал, что он примет такой публичный характер.
Катализатором конфликта стало закрытие консерватории по постановлению суда: через суд пожарные потребовали устранить все имеющиеся недостатки в обеспечении пожарной безопасности в здании. И от этого страдают в первую очередь студенты и публика. Сегодня Михаил Швыдкой встретился с главным пожарным города. На этой встрече вырабатывался план исполнения требований пожнадзора. По крайней мере, тех, которые позволят снова открыть консерваторию. Михаил Швыдкой надеется, что на это уйдет не более недели.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру