Убийство именитого москвича – и.о. гендиректора концерна «Алмаз-Антей» Игоря Климова – теперь можно считать полностью раскрытым. Исполнители его уже осуждены. Об аресте заказчика и организатора Генеральная прокуратура отрапортовала в конце минувшей недели. Оба они – петербуржцы – и были задержаны в Северной столице не так давно. Отголоском расследования этого дела стал обыск, проведенный в конце апреля в одном из офисов на Рубинштейна. По некоторым данным, изъяты документы, которые могут пролить свет еще на одно дело – уже о рейдерском захвате.
И был суд
Игорь Климов был застрелен 6 июня 2003 года в 9 часов утра, когда выходил из подъезда дома на Крымском валу в Москве. Убийца стрелял из револьвера с глушителем системы «Наган». Отметим, что оружие и боеприпасы, которые могли использоваться при совершении убийства руководителя концерна «Алмаз-Антей» были обнаружены в Петербурге – в одной из квартир в доме N15 по шоссе Революции. В комнате за бельевым шкафом мебельной стенки были обнаружены и изъяты пистолет «Astra А-100» испанского производства со спиленными номерами, 2 магазина с 25 патронами к нему, боевая граната «Ф-1» с запалом УЗРГМ, 52 патрона калибра 7,62 миллиметра от пистолета «ТТ», патроны и магазин к пистолету Макарова.
В целом расследование уголовного дела об убийстве Игоря Климова было завершено следователями Генеральной прокуратуры РФ еще год назад – в апреле 2005-го. Перед судом предстала организованная преступная группировка, на счету которой, как выяснилось, не одно заказное убийство. Следствием установлено, что в группировку входили Евгений Маньков, Ирек Набиуллин, Александр Бурукин, Юрий Мурашко, Александр Никитин, а также старший оперуполномоченный ГУВД Петербурга Владимир Степанов. В 2005 году Мосгорсуд приговорил к пожизненному заключению Евгения Манькова - как организатора устойчивой вооруженной банды и вменявшихся ей убийств. Его подельники были осуждены на срок от 22 до 24 лет. Из них самый большой срок получил сотрудник милиции Владимир Степанов, он также лишен судом звания майора.
Как выяснило следствие, на счету этой группировки оказалось и заказное убийство Елены Нещерет - генерального директора петербургского ОАО «Проммашинструмент»– структуры, близкой Климову. Она была убита 9 октября 2003 года в подъезде своего дома ножом и заточкой. Дело в том, что ОАО «Проммашинструмент» в свое время являлось соучредителем ОАО «НПО Завод «Измерон», входившее в Ладожскую инвестиционную компанию, одним из владельцев которой был Игорь Климов. По версии следствия, Елена Нещерет погибла из-за того, что препятствовала посягательствам противников Игоря Климова на предприятие. Между тем, в настоящее время прокуратурой Петербурга расследуется уголовное дело о захвате «Измерона». В марте этого года по подозрению в совершении мошенничеств с имуществом ОАО «НПО Завод «Измерон» были задержаны бывший генеральный директор завода Владимир Войцеховский и руководитель ООО «Петродворцовое автотранспортное предприятие» Алла Оленцевич.
Все дело в масле?
По версии следствия, именно Ладожская инвестиционная компания стала причиной гибели Игоря Климова, а заказчиком его убийства считают бывшего директора питерского завода имени Шаумяна Константина Братчикова. Он был задержан в Петербурге в конце апреля. А в начале мая в Северной столице задержали некоего Станислава Тюрина, которому Генпрокуратура инкриминирует организацию преступления. Ленинский районный суд Петербурга вынес решение об аресте подозреваемых, и они были этапированы в Москву. Без этих «звеньев» расследование убийства Игоря Климова не могло считаться завершенным.
Константин Братчиков был партнером Игоря Климова по Ладожской инвестиционной компании и, по версии следствия, в какой-то момент посчитал себя обделенным при «разделе имущества», что и послужило причиной устранения Климова. Как сообщает «Коммерсант», особенно болезненно соучредители делили активы ОАО «Нефтеперерабатывающий завод имени Шаумяна». Отголоски этой войны, начавшейся в конце 90-х годов прошлого века, были слышны еще в 2002-2003-м. В конце 90-х завод был обанкрочен и поделен на две структуры – ЗАО «Моторные масла – Завод имени Шаумяна» и ООО «Химинвест». Крупный пакет акций последнего был выкуплен американской структурой «Sanders Instruments Inc», за которой стоял Братчиков, в результате чего он смог получить 60 процентов акций «Химинвеста». В 2002-м году сделка активно оспаривалась в Арбитражном суде, что не в последнюю очередь повлияло на решение крупной российской компании «Славнефть» отказаться от задуманного было приобретения «осколков» ОАО «Нефтеперерабатывающий завод имени Шаумяна». Предложение об одновременной покупке обеих структур поступило от «Славнефти» в мае 2001 года. Компания намеревалась вложить в приобретения 50 миллионов рублей оборотных средств, реконструировав предприятия. Потом началась история с выкупом акций, счета «Химинвеста» на время акционерного спора арестовали, и «Славнефть» решила отказаться от приобретения.
Некоторое время «Химинвестом» руководил Михаил Иванов. Летом 2002 года он был застрелен в центре города. Его тело было обнаружено 25 июля у дома N9, по Менделеевской линии Васильевского острова, в автомобиле «Хонда». В его портфеле были найдены документы по арбитражам «Химинвеста», хотя на тот момент он уже считался бывшим руководителем фирмы. А в феврале того же года киллеры застрелили соучредителя фирмы ООО «ПФК «Русма» (кредитора «Химинвеста») Рубена Нариманова. Как показала впоследствии экспертиза, Климов, Иванов и Нариманов были убиты из одного и того же оружия. Организацию убийства Климова и двух его деловых партнеров вменяли осужденному на пожизненный срок Евгению Манькову. Теперь арестован еще один организатор убийства Климова – петербуржец Станислав Тюрин, личность которого правоохранительные органы связывают с деятельностью одной из локальных ОПГ Петербурга.
Светлана Борисова,
Фонтанка.ру