Четыре колонны ограды парадного двора известного во всем мире памятника архитектуры – Юсуповского дворца - обрушились в процессе реставрационных работ. В Росохранкультуре (надзорном органе) уверяют, что «трагедии из случившегося делать не надо».(фоторепортаж)
Часть ограды парадного двора известного во всем мире памятника архитектуры – Юсуповского дворца - обрушилась в процессе реставрационных работ.
Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», обрушение четырех колонн ограды Юсуповского дворца на Мойке произошло 15-го мая между 17 и 18 часами вечера. Однако в Росохранкультуре о ЧП на федеральном памятнике архитектуры узнали только спустя два дня. О происшествии чиновникам поведали жители города, которые своими глазами увидели развалины. В Управлении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуре) утверждают, что КГИОП скрывал случившееся вплоть до сегодняшнего дня.
Председатель КГИОП Вера Дементьева напомнила «Фонтанке», что неоднократно предупреждала о возможности обрушения находящейся в аварийном состоянии колоннады дворца. Однако начало противоаварийных работ откладывалось из-за тянущихся не первый год споров между администрацией города и федеральным центром о финансировании и эксплуатации памятников федерального значения. Лишь 1 января нынешнего года город получил право финансировать реставрацию федеральных объектов. В феврале управление Росохранкультуры по северо-западу выдало разрешение на производство работ.
- Росохранкультуры обязано контролировать ход реставрации, но ни одной записи в журнале работ об этом нет, - говорит Дементьева.
В Росохранкультуре уверяют, что «трагедии из случившегося делать не надо». До 24 мая специально созванная комиссия должна найти и озвучить причину ЧП. Искать «виновных» будут сразу два ведомства: параллельно с Росохранкультурой спецкомиссию для расследования причин обрушения ограды парадного двора Юсуповского дворца создал и КГИОП. Обе структуры уже составили по «первичному акту» осмотра руин. Однако не исключено, что «виновник» так и не будет найден. В Росохранкультуре считают, что поводом для обрушения могло стать роковое «стечение обстоятельств».
«Такие вещи случаются часто, очень много памятников находится в предаварийном и аварийном состоянии, денег на их реставрацию не хватает, - заявил «Фонтанке» заместитель руководителя Управления Росохранкультуры по северо-западу Александр Шухободский. - Мы будем смотреть, что произошло и кто виноват. Реставраторы, проектировщики, или это просто стечение обстоятельств. А может быть, при обследовании была переоценена несущая способность стены.... В любом случае, памятник должен быть восстановлен».
В том, что обрушение произошло из-за непрофессионализма реставраторов, чиновники федеральной надзорной службы сомневаются. Работы ведет ООО «Профиль», отличная репутация которого, по мнению представителей Росохранкультуры, не вызывает сомнения.
«О непрофессионализме компании речь не идет, - сообщил Шухободский. – «Профиль» высококвалифицированная компания, она исправляла, насколько я помню, решетку Летнего сада. Стены ограды были в аварийном состоянии, они имели наклон, как у Пизанской башни, и они, в конце концов, все равно упали бы. Было принято решение о необходимости проведения аварийно-спасательных работ и реставрации. Последняя была необходима не только из-за наклона стен, но и наличия сквозных, проходящих от верха стены до самого фундамента трещин».
Пожелавший остаться неизвестным эксперт сообщил нам, что причиной происшествия все же могло стать производство работ. «Строители отрыли фундамент под колоннами ограды, но не успели поставить стяжку», - сказал источник.
В Росохранкультуре рассказали, что в 2004-м КГИОП согласовал необходимую проектную документацию. В том же году в Петербурге появилось новое ведомство — Управление федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура). Однако до июля 2005-го все функции по контролю за федеральными памятниками оставались у КГИОПа (на основании временного соглашения между Минкультуры и городом). А уже в феврале 2006-го Росохранкультуры, со своей стороны, выписал разрешение на реконструкцию ограды парадного двора, что называется, не глядя.
«Мы не занимаемся ревизией уже утвержденных на законном уровне проектов. К тому же, мы высоко оцениваем профессионализм сотрудников КГИОП, которые уже согласовали проектную документацию. Нам не было смысла снова пересматривать проект», - пояснил корреспонденту «Фонтанки» Александр Шухободский.
В этих словах – намек на непричастность к случившемуся.
Вера Дементьева поясняет, что с 2004 года шла перекладка коммуникаций вокруг колоннады и реставрационные работы внутри дворца. По окончании временного соглашения КГИОП, по сути, добровольно взялся выполнять на таких объектах функции помощника Росохранкультуры. С учетом состояния Юсуповского дворца это было особенно актуально.
Напомним, что недавно на заседании городского правительства глава КГИОП Вера Дементьева говорила о сохранении федеральных памятников в Петербурге. По ее словам, позиция федеральных властей, которые и сами не охраняют памятники, и мешают охранять городу, не идет на пользу сохранению исторического наследия. А губернатор города настоятельно потребовала от руководителя теруправления Росохранкультуры Виталия Калинина перестать вставлять «палки в колеса».
Представители администрации и культурной общественности прозрачно высказывались за передачу КГИОП полномочий в части производства работ на федеральных объектах. Сейчас комитет, занимаясь реставрацией этих памятников, фактически превышает полномочия. Однако, если этим не заниматься, то происшествий, подобных нынешнему, точно не избежать.
По словам Виталия Калинина, в этом году в бюджете страны на охрану федеральных петербургских памятников предусмотрена сумма в 1,5 миллиарда долларов. Однако в КГИОПе не видят результатов федеральных трат. По данным комитета, большая часть из 3,5 тысяч памятников федерального значения, оплачивать расходы на охрану которых должно государство, находится в плачевном состоянии. Так, половина государственных зданий на Литейном и треть на Невском проспекте вообще не охраняются. В стране до сих пор нет единого государственного реестра памятников. И когда он появится, никто не знает.
Недавно в Петербурге глава Росохранкультуры Борис Боярсков заявил, что документ, дающий городу право «охранять» федеральные памятники, будет принят правительством страны уже в этом полугодии.
Александр Горшков,
Надежда Зайцева,
фото Валентина Илюшина
Справка: Памятник архитектуры классицизма, Юсуповский дворец был сооружен в 1760-х годах Ж.-Б. Валлен-Деламотом. И перестроен в 1830—1838 годах архитектором А.А.Михайловым, который присоединил к дворцу флигель с белоколонным залом и создал анфиладу парадных комнат. После 1917 года Юсуповский дворец стал музеем, а в 1925 году его передали Народному комиссариату просвещения. Наиболее ценные произведения искусства поступили в собрания крупнейших музеев, в частности в Эрмитаж и Русский музей.