Экспансия автогигантов в Россию набирает обороты. Сразу два мировых автопроизводителя официально подтвердили свои планы строительства заводов: Volkswagen – в Калужской области, а американский General Motors – на уже зарезервированной площадке в Шушарах. Именно там сейчас строит завод Toyota.
Активная экспансия автогигантов в Россию набирает обороты. Сразу два мировых автопроизводителя официально подтвердили свои планы строительства заводов в России. Сегодня в Москве немецкий концерн Volkswagen подписал соглашение с Минэкономразвития РФ о строительстве собственного сборочного производства в Калужской области. А американский General Motors (GM) – соглашение с правительством Петербурга. Предполагается, что новый завод GM появится на уже зарезервированной под этот проект площадке в Шушарах. Именно там сейчас строит свой завод японская Toyota.
Российский рынок манит зарубежных автопромышленников повышенным спросом. Здесь они практически гарантировано могут рассчитывать на высокие продажи, особенно в недорогом сегменте. Лучшее тому подтверждение – ажиотаж и очереди на автомобили, производимые «соотечественником» GM – американским концерном Ford. В российский завод GM собирается инвестировать около 100 миллионов долларов, даже несмотря на серьезные финансовые убытки, которые терпит на своих заводах по всему миру.
Известно, что американский автомобильный гигант сейчас пребывает в тяжелом финансовом положении и, по логике, сейчас участвовать в новых инвестиционных проектах, требующих миллионных капиталовложений, для него не лучшее время. В прошлом году GM понес рекордные убытки в размере 8,6 миллиарда долларов. Акции концерна с начала 2005 года подешевели на 40 процентов. Из-за финансовых проблем GM до 2008 года планирует сократить производственные мощности в США на 1 миллион автомобилей - до 4,2 миллиона в год. Кроме того, сейчас из-за убытков автогигант активно распродает непрофильные активы. На этом фоне планы создания нового производства в России с объемом инвестиций в 100 миллионов долларов кажутся довольно странными. Однако эксперты объясняют это обстоятельство тем, что у GM сейчас по всему миру много незадействованных мощностей, которые автопроизводитель мог бы перекинуть в Россию. С другой стороны, намерение обосноваться в Петербурге некоторые связывают с большим, по сравнению с западными странами, количеством «лазеек» в налоговом законодательстве и повышенным спросом на недорогие автомобили.
Как сообщила пресс-служба Минэкономразвития, оба соглашения, как калужское, так и петербургское, заключаются в рамках постановления правительства РФ «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в части автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», которое было принято в марте этого года. Оно предусматривает возможность ввоза в Россию комплектующих для автомобилей по льготному тарифу. Подписывать соглашение в Москву приехал вице-президент концерна GM Карл-Питер Форстер, там он встретился с губернатором Валентиной Матвиенко.
Пока в Смольном отказываются сообщать подробности проекта в Шушарах. Планируется, что завтра их должен озвучить вице-губернатор Михаил Осеевский. Предполагается, что на заводе в Петербурге GM будет собирать две недорогие марки - Chevrolet Aveo и Lacetti, стоимость которых сегодня составляет примерно от 10 до 13,5 тысяч долларов. Считается, что автомобили такой ценовой категории больше всего востребованы в России. Проектная мощность предприятия на первых порах составит 25 тысяч автомобилей в год.
General Motors пришел в Россию одним из первых среди иностранных автоконцернов. В 2001 году в Тольятти было зарегистрировано совместное российско-американское предприятие «GM-АвтоВАЗ», которое стало выпускать Chevrolet Niva (на базе отечественной модели «Нива»), а в прошлом году - Chevrolet Viva (на базе старой модели Opel Astra). Кроме того, некоторые модели GM собирает калининградский «Автотор». Там производятся внедорожники Chevrolet Tahoe и TrailBlazer, Hummer H2 и Cadillac.
Если завод GM все же появится в Петербурге, то будет здесь уже третьим по счету производством автогигантов мирового класса. Если, конечно, не опередит конкурентов. Напомним, сейчас свой завод под Петербургом строит японская Toyota, а недавно об аналогичных планах объявило руководство концерна Nissan.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру