Вице-премьер Сергей Иванов недоволен тем, как на "Северной верфи" и "Балтийском заводе" выполняют государственный заказ: срываются сроки, в результате чего растут цены. На самих предприятиях говорят о том, что заказчики виноваты сами, так как финансирование ведется очень неровно. Несмотря на сложившуюся ситуацию, министерство обороны по-прежнему готово
размещать значительную часть своих заказов на "Северных верфях".
На Морской коллегии в Санкт-Петербурге вопрос о выполнении гособоронзаказа на ОАО "Северная верфь" и государственного заказа по судостроению на ОАО "Балтийский завод" обсуждался в закрытом режиме. После заседания Сергей Иванов отметил, что во время обсуждения лица у всех были грустные и "удовлетворенности состоянием дел у членов коллегии не было".
Радоваться действительно не приходится: государству приходится подолгу ждать новых судов, а предприятия, срывая сроки, рискуют остаться без части госзаказа. Однако реальные причины сложившейся ситуации понять сегодня довольно сложно. По
словам министра, на коллегии были выработаны конкретные предложения, которые будут обсуждаться на военно-промышленной комиссии.
"Происходит неконтролируемый рост цен на гражданскую и военную продукцию, заключаются неграмотные контракты, которые исключают крупные финансовые санкции за срыв заказов, нарушение сроков" - обозначил Сергей Иванов главную причину претензий к судостроителям. Но ведь контракты заключаются двумя сторонами, так что виноватых министру, возможно, стоит искать не только на верфях, но и в своем ведомстве. А вот о недофинансировании, считает Сергей Иванов, речи идти не может, так как в течение последних двух-трех лет гособоронзаказ финансируется в полном объеме. Например, "Северная верфь" ежегодно по линии гособоронзаказа получает 5-7 миллиардов рублей, сообщил Иванов. Тем не менее, выполнение заказов затягивается: головной корвет "Стерегущий" был сдан в мае этого года, а заложен - еще в 2001 году, в результате чего стоимость проекта намного возросла. Впрочем, вице-премьер заявил, что в ближайшие годы министерство обороны в рамках программы вооружений собирается построить десятки кораблей, прежде всего, корветов, фрегатов, вспомогательных и спасательных судов, а также судов специального назначения. Заказы будут размещаться, в том числе, и на "Северных верфях".
На "Балтийском заводе" также заявляли о недофинансировании по линии госзаказа. Главной "жертвой" такого поведения государства стал атомный ледокол "50 лет Победы", который во время строительства успел погореть. Генеральный директор ОАО "Балтийский завод" Валерий Левченко сообщил, что его планируют передать Мурманскому пароходству в октябре этого
года. Однако заказчик до сих пор не перечислил около 570 миллионов дополнительных средств, необходимых для завершения работ, поэтому предприятию пришлось привлекать для своевременной реализации проекта заемные средства в объеме 200 миллионов рублей. К тому же график строительства и сдачи до сих пор не утвержден заказчиком. Интересно, что владельцем как "Северной верфи", так и "Балтийского завода" является "Объединенная промышленная корпорация".
Между тем, в российском судостроении грядут реформы, о которых давно говорят на разных уровнях власти. Министр обороны сообщил о том, что разработана концепция создания холдингов в судостроении подобно тому, как они будут создаваться в авиационной промышленности. Концепция пока не рассматривалась на высоком уровне, но некоторые ее особенности уже
проясняются. Так, по словам Сергея Иванова, надводное и подводное судостроение должны быть разделены, а сами холдинги не будут сосредоточены в одном месте (например, в Санкт-Петербурге). Между тем, до сих пор непонятно, каким образом в
холдинги будут включены частные предприятия, которыми являются те же "Северная верфь" и "Балтийский завод". В некоторых СМИ высказываются мнения, что, высказывая претензии работой предприятий, государство намекает на возможность деприватизации частных судостроительных компаний и передачи их ФГУП "Рособоронэкспорт".
Сергей Иванов сегодня также не прояснил ситуацию, заявив, что важно не то, в какой собственности будут предприятия холдингов, а эффективность их работы.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру