Четыре проекта строительства, два из которых имеют прямое отношение к Петербургу: ЗСД и участок скоростной автомагистрали Москва – Петербург, отобранные по итогам работы комиссии минэкономразвития РФ, могут получить средства из инвестфонда уже летом.
Инвестиционная комиссия работала сегодня в Петербурге в рамках Международного экономического форума в течение 1,5 часов. Как сообщили журналистам замминистра экономического развития Кирилл Андросов, из 12 представленных на рассмотрение комиссии заявок 4 оказались наиболее проработанными. Кроме наших, это проект развития Нижнего Приангарья и строительства комплекса нефтеперарбатывающих заводов в Нижнекамске.
Юрий Жданов, член инвесткомиссии, глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, рассказал: «Мы последние несколько недель почти не спали, чтобы успеть подготовить заявки к форуму и дать рекомендации для рассмотрения их на инвестиционной комиссии».
Напомним, что в этом году лимит инвестфонда составляет 69,7 миллиарда рублей. На эти средства рассчитывают 12 инвестиционных проектов (было подано 46 заявок). Остальные не прошли по формальным причинам, и были либо отправлены на доработку, либо вообще «завернуты». «Те деньги, которые выделены на этот год, будут обязательно освоены, - заверил Юрий Жданов. - Хотя у нас и нет в этом спешки, так как по положению об инвестфонде неосвоенные деньги переходят на следующий год. На сегодня мы имеем предложений больше, чем предусмотрено в фонде».
Инвестиционный фонд, по мнению вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, является важнейшим новым механизмом для диверсификации экономики. Государство, вкладывая часть своих средств, гарантирует инвестору рентабельность проекта, причем средства могут вкладываться как в форме прямых инвестиций, так и предоставлением государственных гарантий. Сегодня Жуков заявил, что правительство учло опыт 90-х годов, когда создавались различные фонды, которые использовались весьма неэффективно. «Вторая попытка будет более успешной», - заверил он.
Теперь четырем проектам для того, чтобы получить средства, предстоит пройти смотр правительственной комиссии. Предполагается, что эта процедура займет месяц. В МЭРТе заявляют, что в ближайшее время намерены провести еще три-четыре заседания, где выберут новые проекты. Не исключено, что все 12 дошедших до комиссии, среди которых есть и проект строительства Орловского тоннеля под Невой, в конце концов, получат одобрение МЭРТа.
Для реализации проекта ЗСД стоимостью 82 миллиарда рублей инвестфонд профинансирует 28 миллиардов. Вторым вырвавшимся в лидеры проектом стал заявленный Росавтодором проект строительства скоростной автомобильной магистрали Москва – Петербург на участке 15-58 километр со стороны Москвы. Его стоимость оценивается в 54 миллиарда рублей, заявка в инвестфонд – более 25 миллиардов. Участок является самым загруженным на будущем автобане. По оценке главы Росавтодора Олега Белозерова, его строительство обеспечит выезд из Москвы в ленинградском направлении и в сторону аэропорта Шереметьева без пробок. Уже сейчас есть 11 бизнесменов (в основном иностранных), которых заинтересовало возможность инвестировать средства в этот проект.
Концессионный конкурс на выбор инвестора планируется объявить во втором полугодии 2006 года, а начать строительство – в начале 2007 года. В 2010 году, когда дорога будет запущена, интенсивность движения по этому участку составит более 65 тысяч автомобилей в сутки. Предполагается, что плата за проезд по этому участку составит 1,5 рубля за километр.
Проект создания нового промышленного района в Нижнем Приангарье (Красноярский край) включает в себя достройку Богучанской ГЭС, строительство в этом районе алюминиевого завода и создание необходимой инфраструктуры (стоимость проекта 358 миллиардов рублей, заявка в инвестфонд – 34 миллиарда). Стоимость проекта строительства в Нижнекамске комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «Татнефть» составляет 130 миллиардов рублей (заявка в инвестфонд – 34 миллиарда рублей).
Надежда Зайцева,
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру