Гражданин должны получать пенсию с того дня, когда подал на нее документы. И не должен отвечать за проволочки чиновников. Такое указание издал Верховный суд России. Как ни странно, но служащие петербургского отделения Пенсионного фонда (ОПФР) применяли иную практику.
Играя на несовершенстве законодательства, чиновникам фактически было выгодно не назначать пенсию до тех пор, пока это не обяжет их сделать суд. Если заслуживший пенсию гражданин пройдет все этапы «судебного ада», ему дадут деньги. Но не с того числа, когда он получил право получать пенсию и подал необходимые документа, а когда вступило в силу решение суда. А это большая экономия для фонда.
Например, отработавшая тридцать лет в «Скорой помощи» фельдшер Лариса Чудновец не смогла получить причитающуюся ей пенсию по выслуге лет. После двух лет хождения по судам она добилась признания себя медиком и ОПФР «добросовестно» назначил ей пенсию – с даты вступления решения в силу. Деньги за два года, которые фельдшер получала бы, если начальник управления ПФР по Адмиралтейскому району Лариса Белякова и юрист Ирина Елистратова выполняли закон, просто «сгорели». Прокуратура Петербурга не обнаружила в действиях этих чиновников состава преступления, а районный суд отказал в ее иске о взыскание суммы за два года мытарств.
Теперь граждане могут ссылаться на июньское постановление президиума Верховного суда России. Высший орган судебной власти пришел к мотивированному выводу, что досрочная пенсия по старости должна назначаться не после вступления в законную силу решений суда, устанавливающих факты работы на соответствующих должностях, а с момента первого обращения гражданина в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Такие решения и раньше принимал Городской суд Петербурга. А вот Октябрьскому районному суду, как и многим другим судьям, теперь придется пересмотреть свою практику.
Антон Одынец,
специально для «Фонтанки.ру»