Новая тарифная политика в отношении интернет-провайдеров может привести к переделу этого рынка. Монополисты связи делают все, чтобы простые пользователи отказывались от самых дешевых на сегодняшний день услуг.
С июля интернет-провайдеры, пользующиеся телефонами от ПТС (филиал ОАО «Северо-Западный Телеком»), платят за каждый час почти 11 рублей. Если не повышать цены, то некоторые предоставляющие доступ к всемирной сети компании будут отдавать практически все, что получили от клиентов (сейчас цены составляют 10-20 рублей за час работы). Однако пока ни один провайдер четко не заявил, сколько в итоге будет стоить час.
Кинуть или не кинуть?
В первых числах июля в операторской службе компании «ПетерСтар» корреспонденту «Фонтанки» сообщили, что компания будет повышать цены с 9 июля, но что делать с уже проданными картами, еще не решено. Аналогичные обещания дали и в компании «Зебра Телеком». На сайте провайдера «ЛАНК Телеком» красуется обязательство пока не повышать цены.
Правда, крупнейшие операторы – «ПетерСтар», Web Plus, «Совинтел» (работает под марками ROL, «Евросеть» и др.), – имеют собственную телефонную емкость, а следовательно, введение тарифа СЗТ на их ценах никак не должно отразиться. В то же время в правилах пользования услугами карточками ROL указано, что оператор может в одностороннем порядке изменить тариф, а продолжение работы считается согласием абонента с новыми ценами. Правда не ясно, как пользователь может выразить свое несогласие или какие иные варианты возможны, – неиспользованный остаток компания не возвращает.
Оператор «Петерлинк» временно приостановил продажу и активацию некоторых карт, а все ранее купленные карты предложил вернуть (малоприятное занятие). Тем же, кто активировал карточки ранее, обещано предоставить услуги в полном объеме.
9 июля «ПетерСтар» в одностороннем порядке увеличил тарифы. Причем в таком авральном порядке, что на некоторых страницах сайта даже не поменяли цифры. Пока это затронуло права только владельцев мультикарт, хотя законодательство и запрещает односторонний отказ от взятых обязательств. В операторской службе разъяснили, что владельцы карточек с фиксированным объемом часов пока могут не опасаться изменений.
Повысил цены и Web Plus. Правда, пообещали, что все карты, когда бы и по какой бы цене они не были куплены, действительны и их можно использовать в полном объеме.
Права клиентов может нарушить оператор «Мастер Связь». Компания заявила о возможном повышении цен и о том, что все неиспользованные до 1 июля часы будут пересчитаны без дополнительных уведомлений. В компании ссылаются на некое изменение законодательства, которое почему-то снимает с оператора принятые обязательства: ведь в отличие от того же ROL «Мастер» продает карточки на конкретное количество часов, то есть понятие тарифа здесь вообще отсутствует. Учитывая, если уставный капитал ЗАО «Мастер-Связь» составляет 10 тыс. рублей и состоит из одного подержанного компьютера, взыскать с компании что-либо будет сложно.
Все деньги идут в Рим?
С одной стороны, ПТС понять можно: пользователи интернета создают колоссальную нагрузку на сеть, причем платя провайдеру за каждую минуту, а ПТС, пропускающая основной трафик, не получает ни копейки. С другой стороны, новый тариф уж точно противоречит принципу CPP («платит входящий») – ведь для провайдера звонок клиента является именно входящим. А брать деньги с самого абонента ПТС не может – «повременка» дело добровольное, а в Петербурге еще и тарифов по ней нет.
Но от введения тарифа монополист выиграет вдвойне, если даже не втройне. Ведь ПТС оказывает услуги как на рынке коммутируемого доступа (через обычный модем), так и по предоставлению ADSL-каналов. Причем с приходом на этот рынок монополист явно опоздал: конкуренты стали оказывать эти услуги еще в конце 90-х, когда руководство ПТС заявляло о том, что рынок ADSL низкорентабельный. В итоге у абонентов есть три выхода: платить по повышенным тарифам независимым провайдерам, пользоваться также по высоким ценам услугами доступа в интернет от самой ПТС или же подключаться к ADSL или иному каналу нетелефонного доступа (домашние сети и т.д.). В первых двух случаях часть платы, так или иначе, пойдет в доход монополиста. На рынке ADSL и других сетей работают конкуренты ПТС, но такую услугу целесообразно заказывать при большом объеме трафика: минимальная абонентская плата составляет 500-600 рублей.
Управа найдется
Законность такой политики в ближайшее время будет расследоваться антимонопольным ведомством: ведь телефонный оператор сам предоставляет услуги доступа в интернет и вводимый тариф может привести к недобросовестной конкуренции.
Для ПТС проверки антимонопольной службы не впервой. За последние несколько лет в отношении телефониста выносилось уже несколько решений, связанных с незаконным навязыванием услуг, в том числе и по интернету.
Еще в 1998 году Территориальное управление Министерства России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ныне – Федеральной антимонопольной службы – ТУ ФАС) признало незаконным отключение телефонов абонентов за долги, которые ПТС насчитало за участие граждан в некой телевикторине. Вывод компетентной комиссии был очень простой – отключайте сколько угодно, но только то, за что есть долги. То есть, если гражданин не уплатил абонентскую плату, можно отключить телефон. Если есть недоимка за межгород – блокируйте «восьмерку», но по городу гражданин может звонить сколько угодно. Задолжал по телевикторине – лишите его права играть. А придуманные вами долги взыскивайте через суд.
Но эти выводы в ПТС проигнорировали, когда уже через год стали отключать телефоны добропорядочных петербуржцев, отказавшихся платить по мифическим счетам за предоставления интернет-услуг. Причем не только самой ПТС. Например, в качестве партнера телефонного монополиста выступала компании «Мастер Связь». И от имени этой конторы ПТС рассылала многотысячные счета. А вопросы абонентов переадресовывала к самому «счетописцу» – мы не несем ответственности за ее услуги. Но телефон отключала.
И вновь антимонопольное ведомство вынуждено было защищать петербуржцев. Ее предписание, запрещающее монополисту отключать телефоны за долги по интернету, было оспорено в арбитражном суде. И все три инстанции приняли совершенного справедливое решение, признав законность требований антимонопольного органа.
Аварийная защита
Большинство петербуржцев и не пользуется услугой «Интернет в кредит» от ПТС. Во-первых, далеко не всем это надо, во-вторых, дорого. А главное – опасно. Ведь купив карточку на 5 часов от независимого провайдера, вы точно знаете, что рискуете только этой суммой. А согласившись получать доступ во всемирную сеть от ПТС, можно «влететь» на очень крупную сумму. Причем далеко не факт, что эту цифру не придумают сами связисты. Докажите обратное?
Но отказаться ни у кого из петербуржцев возможности не было. Потому что условие об автоматическом выходе в интернет в кредит, ПТС включало в типовой (публичный) договор. Или принимаешь его условия или телефон не подключишь. Почти год назад ТУ ФАС признало, что такое условие «не относится к предмету данного публичного договора и невыгодно абоненту в силу возникновения у него дополнительных рисков». Компания вновь обратилась в арбитражный суд и вновь проиграла.
В пресс-службе компании нашего корреспондента попытались убедить, что предписание ТУ ФАС «фактически потеряли актуальность». Потому что в новой форме договоров есть спецификация, в которой гражданин вправе сам выбрать те услуги, которыми хочет пользоваться.
Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру