Правоохранительным органам города, похоже, придется искать виновных в убийстве конголезца Роллана Эпоссака заново. Сегодня вечером присяжные сочли Дмитрия Орлова, Андрея Оленева, Андрея Герасимова и Юрия Громова невиновными. Прокурор намерен продолжать борьбу, настаивая на их вине.
Напомним, что, по версии следствия, четверо молодых людей, увидев поздно вечером 9 сентября 2005 года во около своего дома на проспекте Науки африканца, приняли решение напасть на него. Один из них бросил в него камень, попав в голову. Затем они накинулись на него, нанося удары кулаками и ногами, а когда он упал, продолжили бить, вдобавок несколько раз ударили ножом, в том числе в горло. Один из обвиняемых впоследствии дал показание о том, что эта компания уже имела опыт нападения на африканцев, правда, с менее фатальными результатами.
Перед началом заседания двери судебного зала штурмовала «группа поддержки» обвиняемых – девушки гламурного вида, юноши и женщины средних лет. Практически у каждого в руках был номер одной из городских газет, известной своими черносотенными высказываниями, с портретами обвиняемых. При появлении прессы газеты были использованы как транспаранты.
«Слово «фашизм» сейчас становится товаром. Есть группировки, которые просто отрабатывают гранты. Кто-то заинтересован в том, чтобы был фашизм, было соответствующее общественное настроение», - заявляет близкая знакомая матери обвиняемого Громова. Кто стоит за этим, она не знает, но полагает, что нужно это «для того, чтобы под шумок совершать воистину противоправные действия», к которым она отнесла политику в области ЖКХ и транспорта.
«Есть информация к размышлению, – обратился к журналистам некий Анатолий, назвавшийся членом организации «Мир без наркотиков», – что убитый торговал наркотой». Конкретизировать эту информацию он, разумеется, не смог, как и назвать источник более точно. «Молодежный экстремизм происходит из-за наркопреступности, в том числе этнической. Вот о чем надо говорить. Настоящий фашизм – это наркоэкспансия», - заявил он. Еще одна женщина из числа знакомых родителей и вовсе причислила большинство африканцев к наркодилерам, добавив, что «Бей жидов, спасай Россию» пишут только евреи, сама видела!»
Один из знакомых обвиняемых, молодой человек плотного телосложения с весьма короткой стрижкой пытался командовать: родня – первыми, пресса – потом, самые близкие – вперед. В результате охрана была вынуждена сдерживать толпу, и заседание началось с опозданием.
В напутственном слове присяжным заседателям судья перечислила основные доказательства. Защита в лице адвоката Андрея Антонова выразила судье протест из-за односторонней трактовки данных судебного следствия, однако он был отклонен: все доказательства уже были представлены заседателям, судебное следствие завершено, а судья зачитывала протокол. Заседатели удалились на совещание.
Защита тут же принялась критиковать сторону обвинения. «Судебное следствие велось с обвинительным уклоном, нам не дали огласить некоторые сведения, часть показаний свидетелей, заявление подсудимых в прокуратуру о применении недозволенных методов следствия», - заявил адвокат Николай Калмыков, на лацкане пиджака которого красовался значок со щитом и мечом. Как пояснил сам адвокат, в прошлом он майор КГБ. «В наше время дела так не штамповались», - заметил он.
После совещания, которое длилось больше отведенных трех часов, присяжные переписали ответы в вопросном листе в соответствии с требованиями судьи и только после этого огласили свое решение: доказанным они сочли только сам факт нападения, совершенного группой лиц около 20 часов 30 минут 9 сентября 2005 года. Причастность четырех молодых людей они доказанной не сочли. Несогласие с большинством коллег в целом выразили менее четверти присяжных.
«Группа поддержки» устроила в коридоре и у здания суда бурную овацию. «Победили!» - таков был общий настрой.
Прокурор же с таким решением не согласен - поэтому сообщил прессе о намерении обжаловать его. По его словам, защита в ходе судебного следствия оказывала на присяжных давление, а все попытки пресечь его оборачивала в свою пользу, заявляя о том, что им не дают высказываться.
Стоит отметить, что рассмотрение судом присяжных дел, связанных с расовой враждой, оборачивается подобным образом не впервые. Достаточно вспомнить убийство Хуршеды Султоновой, родителей которой также наперебой называли наркоторговцами. Версия о том, что сегодня, вопреки напутствию судьи, заседатели руководствовались отнюдь не только представленными им доказательствами, но и подобными домыслами, косвенно подтверждается и настроем их знакомых, и публикациями столь полюбившейся им газеты «Новый Петербург», и данными социологов. Ведь известно, что огромное число россиян перечисляли деньги родным Александра Копцева, нисколько, надо полагать, не сомневаясь его вине. Дело, наверное, в том, что присяжные, в основном, женщины одного возраста с матерями обвиняемых, для которых толерантность в сравнении с судьбами сыновей стоит отнюдь не на первом месте...
Павел Викторов,
Фонтанка.ру