Скандально авторитетный предприниматель Андрей Леухин был задержан вчера сотрудниками так называемого отдела по лидерам организованной преступности петербургского УБОП. За последние годы это первое задержание фигуры такого уровня.
Несколько лет Санкт-Петербург сотрясает волна преступных захватов предприятий. Не было и недели, чтобы СМИ не писали о том или ином эпизоде. В различных структурах правоохранительных органов были созданы группы по борьбе с рейдерами На это явление отреагировало и правительство города. Так, под председательством вице-губернатора Михаила Осеевского постоянно работает антирейдерская комиссия. Борьба с новым видом передела собственности до последнего времени была малоэффективна не только потому, что не существовало следственной практики, как часто комментировали сотрудники милиции. Дело в том, что как захватчики, так и обороняющиеся работают в могучем коррупционном поле, где присутствуют практически все сегменты власти и далеко не последнее место занимает арбитражный суд.
Таким образом, в городе образовались мощные рейдерские кланы, на которые работают сотни сотрудников всевозможных подразделений ГУВД. Стоимость захваченных предприятий города на данный момент составляет уже сотни миллионов долларов. Рентабельность этого бизнеса превосходит доходы от торговли наркотиками.
«Воз» сдвинулся в конце июня этого года – после того, как сотрудниками городской прокуратуры и ГУВД были проведены 67 обысков в офисах и частных квартирах лиц, чьи имена и прозвища стали притчей во языцех для большинства коммерсантов города. Так, сотрудники СОБРа 20-21 июня ломали двери в квартиры Вячеслава Дрокорова, Бадри Шенгелия, Андрея Леухина. Всех их городская молва причисляет к так называемому «тамбовскому» преступному сообществу.
В рамках этой акции устрашения были арестованы несколько рядовых исполнителей рейдерских атак, в том числе и действующий сотрудник 15-й межрайонной налоговой инспекции. По данным УБОПа, все они начали давать признательные и детальные показания, что дало основания руководителю УБОПа Владимиру Сычу говорить о возможных арестах самих лидеров рейдерского движения и предъявлении им обвинения в организации преступного сообщества.
Похоже, началось. Вчера около 19.00 в китайском ресторане на углу Мойки и Гороховой, куда Андрей Леухин подъехал на своем «Лендкрузере» с охраной из трех человек, его жестко задержали оперативники. Захват происходил в рамках ранее возбужденных прокуратурой города трех уголовных дел по статье 159 (мошенничество), но Леухину, по предварительной информации, помимо этого все-таки инкриминируется еще и организация преступного сообщества (статья 210 УК РФ). По данным на 13 часов 2 августа, Леухин находился в здании УБОП ГУВД, где ему предъявляли обвинение. Поскольку преступная организация подразумевает наличие более двух членов, не исключено, что в ближайшее время будет произведено еще не одно громкое задержание.
Стоит отметить, что Андрей Леухин в рамках июньских событий был единственным, чьи офисы подверглись обыскам два раза. Так, в рамках вторичного обыска в офисе ООО «Северо-западная финансовая группа» в особняке на Адмиралтейской набережной, 8, фактическим хозяином которого он является, в помещении был найден пистолет «ТТ» китайского производства, патроны к нему и прибор корректировки огня для снайперской винтовки.
35-летний Андрей Леухин, уроженец Тольятти, уже с начала 1990-х проходит по оперативным базам КМ и УБОП ГУВД под прозвищами «Бровкин», «Медведь», «Андрей Тольяттинский». Официально он не был ни разу судим, однако в апреле 1999 года он задерживался в составе группы за незаконное лишение свободы и вымогательство.
В 2003 году Леухин баллотировался в Госдуму РФ по федеральному списку блока «Родина». Тогда в декларации о доходах основного источника доходов за 2002 год Леухин указал финансовые поступления от АКБ «Объединенный банк промышленных инвестиций» в сумме 40 тысяч 54 рубля. Также в графе «сведения об акциях кандидата» были указаны: «Северо-Западная финансовая группа», Фонд развития славянской культуры и православия (как практически всякий авторитетный предприниматель в современной России, Леухин много времени уделяет православной благотворительности.). В графах недвижимость, автотранспорт, прочее имущество – прочерк.
Что касается стратегической фирмы его бизнеса – «Северо-Западной финансовой группы», то генеральным директором ее до сих пор значится некая Светлана Батуринская, находящаяся в федеральном розыске за Сланцевским районом по обвинению в мошенничестве. Интересно, что Батуринская заступила на эту должность 25 декабря 2005 года (будучи в розыске), сменив Виктора Егоршина, бывшего начальника управления уголовного розыска ГУВД Санкт-Петербурга и области.
Вчера же, по имеющейся информации, еще одного авторитетного предпринимателя, имя которого связывают с рейдерством, – Бадри Шенгелия вызывали в управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти на Литейный, 4. Дело в том, что две недели назад следственное управление УФСБ возбудило уголовное дело по статье 159 УК РФ по факту преступной схемы завладения территорией ЗАО «СКАМ». Оперативное сопровождение уголовного дела ведет служба экономической безопасности. Шенгелия со счастливым выражением лица вышел после допроса. Может быть, как и говорили в определенных кругах, ему удалось отвести от себя удар?
P.S. Возможные аресты большинства брендов рейдерского движения в Санкт-Петербурге не только докажут городскому бизнесу существование эффективной власти, но и практически отрежут финансовый поток в сторону сотен коррупционеров от власти, незримо способствующих захватам. Так что если и дальше прокуратура и МВД не станут снижать обороты, то очень многим чиновникам в погонах необходимо будет искать новые статьи доходов как минимум или временно посидеть за госсчет как максимум.
С точки зрения социологии, задержание г-на Леухина может стать важной регионально-исторической вехой для Северо-Запада. Своего рода «куликовской битвой», после которой прежние правила игры будут уже невозможны. А само рейдерство как модный виток преступного передела собственности начала 21 века сойдет на нет и постепенно станет сначала историей, а затем и мифологией, наподобие гангстерских войн начала девяностых. Затем организованная преступность найдет новые формы обогащения.
Егор Иванов,
Фонтанка.ру