Верховный суд отклонил кассационное представление прокуратуры Петербурга и жалобу родителей убитой в центре Петербурга 9-летней таджикской девочки, оставив в силе приговор по делу о нападении на семью Султоновых из хулиганских побуждений. Вопрос: кто же убил Хуршеду - остается открытым.
Верховный суд: убийц Хуршеды среди осужденных нет. Так кто они?
Верховный суд отклонил кассационное представление прокуратуры Петербурга и жалобу родителей убитой в центре Петербурга 9-летней таджикской девочки.
- Я рада, что Верховный суд не принял политического решения и не дискредитировал вынесенный в Петербурге судом присяжных вердикт, - заявила Нателла Пономарева, представитель семьи Султоновых, комментируя решение высшей судебной инстанции по приговору в громком деле.
Казалось бы, странное для адвоката потерпевших заявление. Однако в нем, по всей видимости, как в зеркале отразились последовавшие за приговором Горсуда события: и гонения на институт присяжных как таковой, и заявление ликвидированной в Петербурге экстремистской группировки, которая взяла убийство Хуршеды на себя... Вынеся оправдательный вердикт, присяжные в один день фактически раскололи Петербург на сторонников и противников суда присяжных.
Напомним: 22 марта этого года коллегия присяжных заседателей огласила вердикт, согласно которому присяжные признали семерых из восьми подсудимых виновными лишь в хулиганстве, поставив перед обществом вопрос: кто убил 9-летнюю таджикскую девочку в центре Петербурга 9 февраля 2004 года? В тот день в 21.16 на пульт дежурного «03» поступило сообщение: неизвестные напали на мужчину и двух детей - 9 и 11 лет - во дворе дома N4 в переулке Бойцова. Избив и нанеся ножевые ранения возвращавшимся с катка в Юсуповском саду, преступники скрылись. Врачи «Скорой» обнаружили троих пострадавших: 35-летнего уроженца Таджикистана Юсуфа Султонова, его 9-летнюю дочь Хуршеду и 11-летнего племянника Алабира. Девочка умерла на руках родственников - отец донес ее до квартиры. На ее теле врачи насчитали 11 ножевых ранений. У мужчины и мальчика врачи зафиксировали закрытые черепно-мозговые травмы, сотрясения мозга и ушибленные раны головы.
Приговор на основе вердикта присяжных был вынесен 30 марта, семеро обвиняемых приговорены судом к лишению свободы на срок от 1,5 до 5,5 лет. Присяжные посчитали недоказанной вину основного фигуранта дела, которому инкриминировалось убийство Хуршеды Султоновой (тогда ему едва исполнилось 14 лет), и оправдали его в этой части обвинения. Вместе с «убийством» исчез из дела и националистический окрас: признак «по мотиву расовой ненависти» относился к 105-й статье обвинения. Срок он получил за два грабежа.
Отметим, что в июне этого года первые осужденные Антон Семченко и Кабир Петровский (на показаниях которого, в основном, было «построено» дело) вышли на свободу - в связи с истечением срока содержания под стражей (наказания): «свое» они фактически отсидели во время следствия и суда.
Присяжные два раза возвращались в совещательную комнату: каждый раз, когда они начинали оглашать вердикт, суд обнаруживал допущенные ими «технические ошибки», на исправление которых брались новые сроки. Тем не менее, на все 35 вопросов, которые поставили перед коллегией участники процесса, ответы были получены. Событие преступления было, подсудимые (кроме одного) в нем участвовали, в нападении виновны. Личность же человека, совершившего описанные свидетелями обвинения «похожие на ножевые удары движения левой рукой», осталась, по мнению присяжных, неразгаданной. Присяжные посчитали, что главный подсудимый не склонен к «хронической лжи». Почему? Вряд ли из-за того, что он неоднократно изменял показания (на следствии он признался, что участвовал в нападении, затем отказался от этих показаний, а в суде вообще заявил, что в тот роковой день он красил потолок у себя дома, что и подтвердила перед присяжными его бабушка). О том, почему парень так часто менял свое мнение, корреспонденту «Фонтанки» потом рассказала его бабушка.
С ее слов, когда молодой человек находился в ИВС, его не раз предлагали отпустить...если он признает себя виновным. В противном случае якобы "воспитатели" в изоляторе, где он находился, обещали «в любом случае выбить из него показания». Парню будто бы не раз говорили о том, что во всех показаниях задержанных по этому делу ребят – указание на него как на убийцу 9-летней Хуршеды. И это - несмотря на то, что по уверениям бабушки, в день нападения на семью таджиков он находился дома. 19 мая внук написал чистосердечное признание, и его отпустили на подписку о невыезде...
«Мы сели в машину, и я его стала спрашивать, что ты сделал, что написал? - рассказывает бабушка, – Он говорит – чистосердечное признание. А он и слов-то таких до этого не знал. Я потом его шепотом спрашиваю, тебя били? Он говорит – да».
Адвокат Борис Алексашин считает, что огромную роль в пользу подсудимых сыграло отсутствие среди вещественных доказательств орудия убийства - ножа. «Он [нож], несомненно, был бы найден оперативниками, если бы был сброшен преступником на месте преступления, - рассуждает Алексашин. - А если бы мой подзащитный унес его с собой, то на его одежде обязательно остались бы следы крови. Ничего этого не было».
Сразу после приговора в горсуде представитель интересов потерпевших Нателла Пономарева заявила корреспонденту «Фонтанки»: «Я считаю, присяжные просто пожалели подсудимого из-за его нежного возраста. Ведь ему только недавно исполнилось 16 лет, а на момент убийства он едва переступил порог 14-летия. Кроме того, кстати, присяжные посчитали его достойным снисхождения за два грабежа. Так что вполне возможно, что на него просто не захотели «вешать» столь серьезный эпизод. Вполне доказанный, по моему мнению, эпизод».
Однако то, что этот эпизод «вполне доказанный», не признали не только присяжные, но и Верховный суд РФ. Главная же интрига возникла еще до рассмотрения дела в Москве: если эти ребята, оправданные присяжными и горсудом, не убивали Хуршеду, то кто же тогда убивал? Теперь прокуратуре предстоит установить истинных виновников гибели девочки.
Между тем, в руках правоохранительных органов уже были люди, бравшие на себя совершение этого громкого преступления. Это обезвреженная в мае этого года в Петербурге банда экстремистов, которую еще именуют «бандитской террористической организацией Боровикова-Воеводина», - по имени ее основателей и идейных вдохновителей Дмитрия Боровикова и Алексея Воеводина. Милицией были задержаны Павел Румянцев и его однофамилец Сергей, Павел Гусев, Роман Орлов, Андрей Костраченков и Денис Харчев. Седьмого, Андрея Малюгина, взяли как возможного члена банды. Еще двое их предполагаемых единомышленников, Артем Прохоренко и Алексей Костраченков, находятся под стражей с ноября прошлого года, - за налеты на почтовые отделения. Дмитрий Боровиков оказал при задержании сопротивление милиции и был застрелен. Алексей Воеводин сидит по делу экстремистской группировки с декабря 2005-го. Еще один – Руслан Мельник (С Воеводиным и Боровиковым его связывала другая экстремистская организация – «Mad Crowd») был задержан накануне саммита. После задержания они «взяли на себя» не только убийство 9-летней таджикской девочки, но и многое другое – убийство вьетнамского студента Ву Ань Туана, нападение на цыганок в Дачном (где погибла маленькая девочка).
К моменту задержания банды в судах уже были приняты решения и по «цыганскому» делу, и по нападению на Султоновых, а материалы дела о нападении на вьетнамца поступило в суд. При обысках у задержанных было найдено множество фотографий Хуршеде, коллажей с ее изображением, записок, якобы написанных от ее имени, и т.д. Из смерти девочки экстремисты сделали своеобразный фетиш. Естественно, что их признания не могли остаться без проверки. Тем более, что появилось косвенное свидетельство возможной причастности к этому убийству Дмитрия Боровикова – он жил в переулке Боцова, неподалеку от места нападения на Султоновых.
Все это будоражило город. По крайней мере, до тех пор, пока прокуратура не выступила с заявлением – причастность задержанных к ряду преступлений, о которых они заявляют, не находит подтверждения. В первую очередь их участие в убийстве Хуршеде Султоновой. «Все это – лишь красивая легенда, специально придуманная членами группировки», - об этом журналистам на пресс-конференции в Агентстве Журналистских Расследований (по материалам журналистского расследования которого, в частности, работает прокуратура) сообщил заместитель прокурора города Андрей Лавренко. Дескать, задержанные просто не могли «пройти мимо» таких резонансных событий и приписывали их себе, чтобы прославиться на весь мир. Для этого они якобы создали целый «учебник» - тетрадь, в которую вклеивали сообщения о преступления, потом штудировали их и даже выходили «на места» - для их детального изучения. Чтобы потом давать не менее «детальные» показания.
Своим решением Верховный суд в очередной раз поставил перед следствием вопрос: если Хуршеде не убивали не те и не эти, - кто тогда? В этом случае остается либо признать ошибку и искать истинных виновников гибели девочки, либо работать «над собой» - повышать квалификацию гособвинителей, чтобы в следующий раз они были более убедительны, чем защита, которая смогла доказать присяжным невиновность своих клиентов. То, что пока обвинение в большинстве случаев проигрывает защите, находясь в Петербурге, признал даже Генеральный прокурор Юрий Чайка. И пообещал, что его ведомство будет работать над этой проблемой. Тогда же Генпрокурор выступил против идеи не допускать присяжных до рассмотрения дел с националистическим окрасом – раз институт присяжных введен, значит, он должен действовать. И ругать его не стоит. Как говорит народная мудрость, нечего на зеркало пенять...
Между тем прокуратура Петербурга не намерена сдаваться. Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» старший помощник прокурора Петербурга Лариса Иванова, после ознакомления с решением Верховного суда будет решен вопрос о возможных дальнейших действиях прокуратуры – в частности, о внесении надзорного представления в Верховный суд. Это означает, что прокуратура уверена в своей правоте.
Светлана Тихомирова,
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Вопрос после приговора - почему?
Вынесен приговор по "делу Хуршеды Султоновой"
«Присяжным нужно шоу, а не доказательства»-2
"Отстаньте от мальчика", или "Кто нанес 11 ударов ножом?"
Дело об убийстве таджикской девочки дошло до суда присяжных
Присяжных ждет нелегкая работа
Расследование убийства таджикской девочки закончено
Подозреваемые в убийстве таджикской девочки - не скинхеды
Убийство таджикской девочки было спланировано заранее?
В переулке Бойцова найдены двое детей с ножевыми ранениями