Споры о том, опасно или нет летать на самолетах, вспыхивают после каждой крупной авиакатастрофы, унесшей жизни людей. Статистика упорно успокаивает нас, однозначно свидетельствуя в пользу воздушного транспорта – ведь в процентном отношении на тех же автодорогах гибнет вроде бы несоизмеримо больше людей. Однако вопиющие факты, которые периодически всплывают в связи с проверками технического состояния гражданского авиатранспорта, беспощадно свидетельствуют: летать на наших самолетах не просто опасно, а очень опасно.
С мертвых спросу нет
Согласно выводам аналитиков Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в последние годы заметных тенденций к повышению безопасности полетов не наблюдается. Наоборот, с каждым годом эти показатели ухудшаются. Если верить докладу МАК о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации государств-участников «Соглашения о гражданской авиации» в сфере пассажирских перевозок, то относительный показатель количества катастроф с тяжелыми транспортными самолетами в прошлом году оказался в два раза выше, чем в 2004-м. Согласно официальным цифрам, приведенным на сайте МАК, за последние пять лет (с 2001 по 2005) в РФ произошло 87 авиапроисшествий, в которых погибло 484 человека. В этом году до катастрофы 22 августа МАК занимался расследованием 5 аварий.
По статистике в подавляющем большинстве случаев причинами катастроф признаются ошибки авиационного персонала (80 процентов случаев), то есть пресловутый «человеческий фактор». Учитывая, что выжить после такой аварии практически невозможно, экипаж, как правило, обвиняют «посмертно». А поскольку с мертвых никто уже никогда ничего не спросит, на этом в расследовании причин катастроф благополучно ставится точка.
Известно, что в авиации стараются не афишировать подробности инцидентов и не кричат про их причины на весь свет. Мелкие неисправности могут проявиться в каждом рейсе, но до тех пор, пока нет жертв, нет и проблем. Зачем лишний раз пугать пассажиров, которые и так боятся летать? Вспомнить хотя бы недавний инцидент с группой российских туристов в Италии, которых до того, как подняли в воздух, несколько раз высаживали из самолета авиакомпании «Сибирь», так как он оказывался неисправным. Но выяснялось это всегда, когда салон уже был заполнен людьми, а машина готовилась взмывать в небо. В чем была истинная причина неполадок того самолета, а главное, куда он летит сейчас и с чьими родными на борту, можно только гадать.
Самолеты бывают «палеными». Как и водка
Только в каждом пятом случае причиной крушения самолета признается его техническая неисправность. Между тем, эксперты практически в один голос говорят о том, что парк эксплуатируемых в российской авиации самолетов безнадежно устарел. Кроме того, на нем процветает контрафакт.
Наиболее полно информацией об отечественном рынке авиаагрегатов сегодня владеет Центр сертификации авиационно-технических средств Государственного НИИ гражданской авиации (ГосНИИГА). По данным этой организации, рынок контрафакта для комплектующих воздушной техники в среднем составляет 7-9%. Однако по некоторым типам агрегатов доля подделок гораздо выше и может достигать 25%. Путей, которыми можно приобрести паленые детали, – множество, даже через интернет. Особым успехом у нелегальных изготовителей пользуются, например, воздушные насосы для гидросистем воздушных судов.
Один из ведущих производителей таких агрегатов - московский машиностроительный завод «Знамя» (ММЗ). Выпускаемые на заводе гидронасосы не имеют аналогов и используются, в том числе, на распространенных воздушных судах - Ту-154, Ту-134, Ил-76 и других. Несколько лет назад представители «Знамени» сделали в прессе сенсационное заявление. Они сообщили, что на 25-30% самолетов стоят поддельные агрегаты, не прошедшие сертификацию и необходимую экспертизу. А ведь гидронасос – это самый важный элемент управления самолетом. Гидравлическая система, давление в которой нагнетается насосами, управляет рулями, выпускает закрылки и шасси. Отказ этой системы приводит к потере управления и как результат к непредсказуемым последствиям.
Эксперты утверждают, что сегодня доля «серых» гидронасосов снизилась – результат серии серьезных проверок - однако полностью исключить наличие контрафакта на отечественном авиарынке пока не удалось.
Другая проблема российской авиации – старые самолеты. По данным Минтранса РФ, 30% авиапарка России должно быть списано до 2010 года. Наиболее популярные эксплуатируемые отечественные модели разрабатывались еще в СССР и откровенно устарели. Подавляющее число самолетов, можно сказать, покрылись «плесенью» за давностью лет. Далеко не новым был и потерпевший крушение Ту-154 «Пулковских авиалиний». Срок его службы подходил к концу: разбившаяся «тушка» налетала почти 24 тысячи часов из 30 тысяч предписанных инструкцией. По данным заместителя генерального директора авиакомпании «Пулково» по внешним связям Василия Налетенко, разбившийся Ту-154 был куплен в 2001 году в Китае.
Летающих под российскими брендами новых лайнеров зарубежного производства можно насчитать единицы. Несколько новых иностранных лайнеров пока прикупил только «Аэрофлот». Подавляющее большинство «Боингов» и «Эрбасов», эксплуатируемые отечественными авиакомпаниями, уже побывали в длительном употреблении перед тем, как были проданы. При этом, как показывает печальный опыт, происшествия с их участием случаются даже чаще, чем с устаревшими отечественными моделями.
Между тем, сами летчики летать не боятся. По мнению пилота первого класса Мирослава Бойчука, техника, которая допущена к полету, отвечает требованиям безопасности. «Все самолеты, на которых мы сейчас летаем, позволяют безопасно выполнять полет, - считает он. - Понятие старой техники существует только с точки зрения экономики. Подержанный самолет требует больших капиталовложений. Старые самолеты такие же безопасные, как и новые. Только расходуют больше топлива и требуют больших затрат на запчасти».
Марат Петров,
фото Замира Усманова,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Ту-154 Пулковских авиалиний упал под Донецком
Упавший самолет должен был прибыть в "Пулково" в 17.45
Поступает различная информация о числе детей, находившихся в упавшем самолете
Путин поручил Фрадкову создать госкомиссию по расследованию причин падения Ту-154
Упавший самолет был выпущен в 1992 году и прошел два ремонта
Стал известен список членов экипажа упавшего самолета
Телефоны "горячей линии" открыты в "Пулково" и российском консульстве в Харькове
Телефоны "горячей линии" работают в Анапе
Пожар на месте падения Ту-154 практически потушен
Правительство Петербурга окажет помощь семьям погибших в авиакатастрофе
Все пассажиры упавшего самолета – петербуржцы
В Донецке начал работу кризисный штаб
На борту упавшего самолета было 45 детей
В «Пулково» дежурят медики и психологи. Организован подвоз питания
На упавшем Ту-154 был гражданин Голландии
В "Пулково" находятся около 30 родственников погибших пассажиров Ту-154
Донецк готов к приему родственников погибших в авиакатастрофе
и.о. начальника ГУ МЧС по Петербургу: Версия теракта в катастрофе Ту-154 исключается
Билеты в "Пулково" почти не сдаются
В Анапе паники нет, говорят пассажиры, недавно прибывшие оттуда
В Донецк отправятся вице-губернаторы Тихонов и Тарасов
Вадим Базыкин: Командир упавшего Ту-154 мой старинный приятель и один из самых опытных летчиков «Пулково»
Обломки Ту-154 потушили
Валерий Сердюков поручил узнать, есть ли среди погибших пассажиров Ту-154 жители Ленобласти
Список пассажиров Ту-154, разбившегося над Украиной
В авиакатастрофе под Донецком, скорее всего, нет выживших
Небо не знает жалости
Небо не знает жалости -2
По факту авиакатастрофы Ту-154 возбуждено уголовное дело
На Украине также возбуждено уголовное дело по факту авиакатастрофы Ту-154
24 августа объявлено днем траура по погибшим в авиакатастрофе
Рейс с родными погибших в авиакатастрофе отложен
В ликвидации последствий падения Ту-154 участвуют 334 человека
"Скорая" 19 раз выезжала к родным погибших в авиакатастрофе
Разбившийся Ту-154 не израсходовал свой ресурс летного времени
На борту Ту-154 могли находиться граждане Германии, Голландии, Франции и Финляндии
Черные ящики Ту-154 могут оказаться в болоте
Семьям погибших в авиакатастрофе из горбюджета выплатят по 100 тысяч рублей
Журналистам запретили фотографировать Пулково
Обнаружен второй самописец Ту-154
Погибших в авиакатастрофе могут похоронить на Смоленском кладбище
"Скорая" еще 10 раз выезжала к родным погибших в авиакатастрофе
В Пулково с родными погибших в авиакатастрофе работают 9 психологов
В Донецке родственников жертв авиакатастрофы разместят в гостиницах "Атлас" и "Шахтер"
На месте падения Ту-154 найдены останки 130 тел
Cамописцы Ту-154 находятся в удовлетворительном состоянии
Кубань выделит по 500 тысяч семьям погибших в авиакатастрофе
Командир Ту-154 предчувствовал катастрофу
Список пассажиров и членов экипажа разбившегося Ту-154 (фото)
Пулково стало адом
Упокой, господи...