Недолго длилось существование Плутона, по планетарным меркам, по крайней мере. Открытое в 1930 году, одно из самых загадочных тел солнечной системы, перестало быть планетой в минувший четверг. Как решение XXVI Ассамблеи Международного астрономического союза повлияет на дальнейшее развитие науки, решил выяснить корреспондент «Фонтанки».
О том, что Плутон - вовсе не планета, оказывается, ученые задумывались уже давно. Дело в том, что 1930-м, когда Клайд Томбо обнаружил новую планету, на радостях сочли, что ее масса чуть меньше, чем у Земли. Сие предположение становится вполне понятным, если учитывать слабое развитие техники и гораздо меньшие возможности астрономов того времени. С открытием Плутона связаны и «мистические» числовые совпадения. Ловелловская обсерватория объявила об открытии планеты Икс 13 марта 1930 года, в 75-летнюю годовщину со дня рождения Персиваля Ловелла (ученого, который долго работал над открытием новой планеты, но не дожил до радостного дня). Совпадение дат этим не ограничивается. Уран, седьмая планета, была открыта Вильямом Гершелем 13 марта 1781 года и также находилась в созвездии Близнецов.
Чуть позже ученым стало понятно, что информация о размере Плутона, мягко говоря, преувеличена. Сильнее всего по «репутации» Плутона ударило открытие пояса Койпера в 1992 году. Первым свидетельством его существования стало обнаружение слабого объекта QB1. В течение нескольких последующих лет было обнаружено еще около 30 объектов, движущихся по подобным орбитам. Предлагалось даже считать планету Плутон самым большим членом пояса Койпера. Кстати, пояс назван именем Герарда Койпера, выдающегося голландско-американского ученого в области планетологии, который в 1951 году предсказал существование такого пояса, основываясь на теории происхождения планетарных систем. Однако ирландский теоретик Кеннет Эджворт выдвигал подобные аргументы еще раньше, в 1943 и 1949 годах. С учетом этого обстоятельства пояс иногда называют поясом Койпера-Эджворта.
В последние годы в поясе Койпера открыли тела превышающие размеры Плутона. Поэтому для большинства астрономов известие об «отставке» Плутона не стало неожиданностью.
Евгений Карлович Страут, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник института содержания методов обучения считает, что никаких последствий разжалования Плутона не предвидится: «Плутон не похож ни на одну из планет ни земной группы, ни гигантов. Это вызывало некоторые сомнения, во всяком случае, представление о том, что
эта планета особенная, существует уже давно. Это ожидаемое событие. Я сейчас сижу как раз смотрю, какие строчки мне в учебнике исключить, какие нет. Конечно, это не меняет наше представление о планетах и о солнечной системе».
А как же школьные учебники, энциклопедии и красивые иллюстрированные атласы? Ведь от уменьшения количества планет в первую очередь могут пострадать многочисленные издательства учебной литературы. Вадим Егодин, заведующий отделом физики издательства «Просвещение» сказал корреспонденту «Фонтанки»: «Изменения в учебники, естественно, будут вноситься, но по мере их переиздания. Сейчас астрономия отдельным предметом не изучается, - только как раздел в программе 11-го класса. Соответственно, в учебниках физики за 11 класс будут внесены исправления. Плутон где был, там и остался, поэтому бума переиздания астрономической литературы не будет».
Больше всех решением астрономов недовольны астрологи. Однако Борис Бойко, ректор Академии мировой астрологии и метаинформации, заявил корреспонденту «Фонтанки», что новшество не отразится на астрологии. По его мнению, максимальным ущербом может стать ослабленная нервная система некоторых особо чутких представителей астрологической братии – «им станет обидно за Плутон, но не более того». «Это вопрос терминологии. И вопрос не астрологов, а ученых, которые занимаются классификацией небесных тел. Так называемые высшие планеты Уран, Нептун, Плутон открыли относительно недавно, поэтому не все астрологи работают с ними. Многие продолжают работать с классическими семью планетами, в которые традиционно входят Солнце и Луна», - говорит Борис Бойко.
Перестав быть девятой планетой Солнечной системы, Плутон превратился в торговый бренд. Остроумные дельцы со всего мира соревнуются между собой в придумывании слоганов. Чашки, майки, наклейки, бейсболки пестрят забавными надписями вроде «Плутон: остановите межпланетную дискриминацию», «Плутон 2006: теперь - независимый кандидат». Позаботились и об автолюбителях, на бампер машины можно прикрепить надпись «Плутон (1930-2006 гг.): мы так и не успели с тобой познакомиться» или «Если веришь в Плутон, надави на клаксон!». Цена сих шедевров современного дизайна достигает 20 баксов за штуку, а раскупаются они, как горячие пирожки.
Кто-то считает решение астрономов PR-акцией. А Александр Владимирович Степанов, доктор физико-математических наук, директор Пулковской обсерватории не понимает: «Зачем такой ажиотаж?». Во время Ассамблеи Международного астрономического союза прошло около 10 симпозиумов и 20 объединенных дискуссий, «там по астрофизике было много интересного, было заседание Европейского астрономического общества». Ничего особенного в решении астрономов ученые не видят, а истерию вокруг отставки Плутона развили средства массовой информации и недобросовестные астрологи.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру