Необходимость восстановления Троицкого собора снова выявила конфликтные взаимоотношения между структурами, на чьих плечах лежит надзор за этим зданием. Ранее деньги на реставрацию были выделены из федерального и городского бюджетов. Сейчас, когда речь идет не об отдельных частях собора, а его жизнеспособности в целом, опять поднимается вопрос, за чей счет "банкет".
Необходимость восстановления Троицкого собора в очередной раз выявила конфликтные взаимоотношения между структурами, на чьих плечах лежит надзор за этим историческим и культовым зданием. Как уже писала «Фонтанка», деньги на реставрацию центрального купола собора были выделены из федерального бюджета, а одна из малых главок восстанавливалась за счет города. Сейчас, когда речь идет не только об отдельных частях собора, а его жизнеспособности в целом, опять поднимается вопрос, за чей счет «банкет».
В день пожара на месте была губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, которая практически сразу же заявила о том, что город выделит деньги на восстановление Троицкого собора в том объеме, в каком это будет необходимо. При этом градоначальник отметила, что рублем накажут и виновника возгорания. По словам председателя комитета по государственному использованию и охране памятников (КГИОП) Веры Дементьевой, при планировании бюджета на следующий год только в бюджет комитета заложено около 50 миллионов рублей на проведение восстановительных мероприятий в Троицком соборе. Во время обсуждения бюджета Валентина Матвиенко, по словам Дементьевой, в очередной раз подтвердила намерения города оплатить ремонт.
В то же самое время губернатор направила в Министерство культуры и Федеральное агентство по культуре и кинематографии обращение, в котором отмечает необходимость участия и федерального центра в восстановлении собора. Вера Дементьева в поддержку инициативы градоначальника отметила, что нельзя «в час по чайной ложке выделять финансирование», так как реставрация, которая проводится в течение 15 лет, только в ущерб историческому объекту.
Завершение восстановления пострадавшего центрального купола и одной из малых главок, по распоряжению Валентины Матвиенко, должны закончиться к осени 2007 года. Тут то и необходимо взаимодействие местных и федеральных властей. До пожара все задействованные структуры работали, судя по всему, параллельно друг другу. Так федеральный центр, отвечающий за реставрацию центрального купола, в 2004 году выделил на это дело 4 миллиона рублей, в 2005 – 5,2 миллиона, а в этом году было запланировано выделение 5,7 миллионов, тогда как на восстановление одного из малых куполов выделил 21 миллион рублей.
Сейчас, когда в планах реставраторов, во-первых, экспертиза состояния кровли, во-вторых, экспертиза состояния купола, и, в-третьих, защита собора от непогоды, которая может помешать не только предстоящим восстановительным работам, но и повредить сохраненные ценности (в соборе до окончания следственных мероприятий не заделывают окна). Объединение усилий всех ответственных за восстановление собора структур, и в первую очередь речь идет о финансах, просто необходимо. Но, не исключено, что предшествующее пожару недопонимание между КГИОПом и территориальным отделением Росохранкультуры, так и не будут преодолено. Что может затормозить процесс восстановления Троицкого собора.
После пожара, видимо, обострились и противоречия между органами МЧС и КГИОПом. И.о начальника ГУ МЧС РФ по Петербург Леонид Беляев, отмечая, что причиной возгорания в Троицком соборе могла стать халатность при проведении сварочных работ, довольно жестко отозвался об ответственности заказчика реставрационных работ, намекая на пожар в Фермерском дворце в Петродворце, причиной которого также стало несоблюдения правил пожарной безопасности при сварочных работах в рамках проводимой реставрации.
«Мы выезжаем на проверку, и оказывается, что у подрядчиков нет ни проекта, а выданные ранее предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности просто не выполняются», - отметил Леонид Беляев. За этим, по мнению главного спасателя города, также должен осуществлять контроль заказчик работ. В свою очередь Вера Дементьева отметила, что у реставраторов Троицкого собора был проект, да и леса согласно нормам, были пропитаны противопожарной жидкостью, что не спасло собор от пожара.
Не говоря о возможной причине возгорания (до конца следствия нельзя), Вера Дементьева косвенно поддержала версию священников собора о возможном поджоге. По словам отца Константина, служащего в Троицком соборе, прихожане приносили снимки, на которых отчетливо видно, что было несколько очагов горения. Вчера храм посетил митрополит Петербургский и Ладожский, и во время обсуждения этого вопроса была озвучена та же самая версия.
Как заявил отец Константин, если это поджог, то не исключено, что это связано с последними акциями националистов, в том числе с взрывом на Черкизовском рынке. Он отметил, что служителям собора не раз угрожали люди, которые требовали снятия с куполов звезд, задуманных архитектором Стасовым. В частности, они обещали взорвать собор вместе с куполами и звездами. Так это или нет покажет следствие (скорее всего, это произойдет не скоро), а вот объединит ли собор все финансовоответственные структуры, будет очевидно уже в ближайшее время.