Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как 2

3 м/с, с-з

754мм

49%

Подробнее

Пробки

4/10

По праву матери

315
ПоделитьсяПоделиться

Три года назад затонула подводная лодка "К-159". Катастрофа унесла жизни 9 человек. Как нередко бывает, забыть об этом не хотят только матери погибших. Может быть, только им не достаточно сочувствия, мемориальной доски и условного срока для человека, чьей волей их сыновья были отправлены на гибель. И они добиваются справедливого отношения к памяти погибших.

Как это нередко бывает, спустя три года забыть об этом не хотят только матери погибших. Может быть, только для них сказано еще не все, им не достаточно скупых слов сочувствия, мемориальной доски и... условного срока для человека, чьей чиновной волей их сыновья отправлены на верную гибель. И они добиваются правды, добиваются справедливого отношения к памяти погибших. И, в конечном итоге, их усилия ведут к тому, чтобы трагедии на море не повторялись – ибо морские законы пишутся кровью.

«Экипаж спасенного батискафа представлен к наградам. А про наших сыновей говорят: «утонули на какой-то барже», – возмущается Людмила Андреева, мать погибшего капитана третьего ранга Олега Андреева. – Мы обращались к министру обороны по поводу посмертного награждения экипажа, но они только отписываются».

Ходатайство было отправлено командующему Северным флотом в 2004 году. Военный совет счел действия подводников не соответствующими статусу и требованиям положений о награждении и постановил отправить материал (описание персональных действий членов экипажа) на доработку. Начальник гарнизона г. Островной ответствовал, что материалов на доработку не получал. Воз и ныне там...

Даже добиться того, чтобы тела погибших подняли со дна, матерям не удалось. Сделать это еще 2004 году публично пообещали и министр обороны Иванов и бывший главком Сучков. Но субмарина по-прежнему лежит на дне, с каждым днем все больше покрываясь илом. С каждым днем обнаружить и поднять ее будет все труднее.

Последний путь

Сама операция по транспортировки субмарины была разработана чудовищно даже по российским меркам: вместо положенных четырех буксиров ее тащил один, длина троса была такой, что с палубы судна едва виднелись бортовые огни, то есть контроль над положением буксируемой лодки отсутствовал как таковой. Вдобавок понтоны были предназначены для подъема, а не для транспортировки, и изготовлены еще в 40-х годах. Конструкции для крепления троса приварили к ржавому корпусу лодки – о прочности такого соединения даже смешно рассуждать. Об этом не любят говорить адмиралы. И обо всем этом экипаж прекрасно знал, как и о том, что надвигается шторм...

В сентябре 2003 года был освобожден от должности командующего Северным флотом адмирал Геннадий Сучков. В отношении него было заведено уголовное дело, и в мае 2004 года Северный морской военный суд приговорил адмирала к четырем годам условно с испытательным сроком в два года. Сам бывший командующий вину свою не признал. Впоследствии с него была досрочно снята судимость, а сам он был переведен в Москву.

Согласно решению суда, Сучков не предусмотрел аварийно-спасательного обеспечения экипажа и должной подготовки личного состава. Перегонная команда не была снабжена гидротермокостюмами. По плану судно должно было следовать около 12 часов в неблагоприятных метеоусловиях. Буксировка с превышением разрешенной в таких случаях скорости при скорости ветра 15-20 метров в секунду и волнении моря 4-5 баллов привела к тому, что нагрузки на систему крепления понтонов не выдержали, как и корпус лодки. Это привело к разгерметизации прочного корпуса и поступлению воды, появлению дифферента (наклона). Около 22 часов сорвало спасательный плот. Такое состояние свидетельствовало о неминуемой гибели лодки и требовало принятия мер к спасению личного состава. Однако Сучков, прибыв по тревоге в 1 час 40 минут на командный пункт, отдал приказ только час спустя, когда все действия по спасению были уже бесполезны.

Сухой остаток

В то время в Гремихе был сухой док, позволявший выгрузить ядерное топливо из реактора и везти лодку уже пустой, без экипажа. Но он в то время бездействовал, нуждаясь в солидных денежных вложениях. И лодки везли в Полярный, был поставлен план – 18 субмарин за три месяца, на то был приказ главкома Куроедова. Поэтому и крепили чем попало, и гнали в шторм – типично российская практика? Тогда офицеры и матросы, служащие такому флоту, – все, как один, герои...

Теперь док функционирует и даже считается по мировым меркам уникальным – помогла заграница. До 2012 года Норвегия будет выделять средства в рамках программы «Экологическое сотрудничество в Арктике». G8 также обязалась финансировать разоружение, в частности утилизацию подводных лодок. Теперь для транспортировки ядерных субмарин нередко выделяются иностранные суда, потому что экология моря – одна для всех, для всего мира. «Все это – ценой гибели наших сыновей!», – уверяют матери.

Вечная память

Алтайский поэт Виктор Авдонин написал стихотворение в память об экипаже К-159. Там есть такие строки:

Кто в этот путь ее отправил,
И кто команды отдавал,
Что из-за нарушенья Правил
Настал трагический финал.

Об этом, кажется, все знают
И слышат просьбы моряков.
Но все же мер не принимают
Ни Масорин, ни Фрадков.

В местной газете абзац с упоминанием этих двух господ попросили убрать...

Павел Викторов,
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close