Вопрос о закрытии Большого драматического театра на реконструкцию решится 27 сентября, когда в Петербурге будет заседать выездная комиссия Роскультуры. Чего ожидает руководство театра от будущей реконструкции, решил выяснить корреспондент «Фонтанки». Директор БДТ Борис Контребинский согласился прояснить ситуацию.
Фонтанка: Правда ли, что вопрос о начале реконструкции будет решен в конце сентября в Петербурге на специальном заседании выездной комиссии Роскультуры?
Борис Контребинский: Это будет коллегия Министерства культуры. Мы с художественным руководителем театра Кириллом Юрьевичем Лавровым выступаем там с докладом. В докладе четко, лаконично, аргументировано, с доказательной базой описано то, в чем театр нуждается.
Мы хотим успеть закончить реконструкцию к юбилею театра. Как и с Пушкинским театром, они привязались к своему 250-летию, и вот хоть ты тресни, нужно было успеть к этому моменту. Мы же ставим вопрос о 90-летии театра. Хотя это дата не такая круглая, но до 90 лет мы дотянем. До 100 уже можем и не дотянуть. Поэтому Министерство культуры одобрило наше решение, а правительство поддержало. Владимир Владимирович Путин подписал приказ. А к 90-летию мы должны не только творчески подготовиться, но и технически.
Ф.: Может ли БДТ рассчитывать на тот же объем финансирования, что и Александринский театр?
Б.К.: Даже больше, я бы сказал. Александринка, сделав такой ремонт, не сделала фундамент. Техническое оборудование мы меняем так же, как они. Но мы еще и укрепляем фундамент полностью.
Ф.: Когда в последний раз в театре проводился ремонт?
Б.К.: Комплексного ремонта не было в период всей жизни театра. Он горел в 1900 году, потом перестраивался немножко, уже другим архитектором. А вообще нашему театру тоже уже 135 лет. Пушкинскому зданию 170, мы на 35 лет всего моложе. У нас еще чуть похуже ситуация: мы на набережной Фонтанки, нас подмывает. У нас подвижка фундамента, трещины по стенам. Когда рухнул Басманный рынок, Михаил Ефимович Швыдкой всем своим учреждениям (а их несколько тысяч) дал предписание, чтобы доложили о техническом состоянии. Мы единственный театр, который представил истинную картину, поскольку давно делаем обследования. Идет контроль за осадкой, мониторинг.
Ф.: Какие еще проблемы у театра? Что требует реконструкции?
Б.К.: Нужна полная реставрация, раз уж мы беремся за работу. У нас три шикарных живописных плафона, которые нужно восстановить. Плюс у нас люстра, дорогие бронзовые бра, которые расшатались. Кое-что мы уже сделали в этом году. Было предписание КГИОПа - я попросил их помочь, а они ответили, что федеральный театр должен все делать на свои средства.
Много надо делать, много. Мы хотим кресла поменять, обивку всю. Поскольку мы заливаем фундамент, будет разобран трюм сцены и старая техника. Ставить обратно старую, конечно, нет смысла. Михаил Ефимович Швыдкой сам это понял и даже первым внес предложение о замене технического оснащения.
Весь Петербург построен на ленточном фундаменте. Поскольку мы расположены на болоте, дерево, которое подстилали под фундамент, уже сгнило, идет перекос. Необходимо решать вопрос комплексно. Фундамент делать монолитный. Я был в Пушкинском театре в процессе ремонта несколько раз – все чистенько, нигде ничего не торчит. Тоненькие крепкие лебедки и компьютерная система.
Ф.: Вы не боитесь сбоя компьютеров?
Б.К.: Проблем никаких, если оператор, как теперь называют рабочего сцены, будет грамотным. Раньше были регуляторы на рычагах, а сейчас все на электронике. Партитура будет записываться на компьютер. Как оперный спектакль выверяется по нотной партитуре, так и здесь спектакль должен быть четко выстроен. Свет зажигаться должен в определенный момент, синхронно меняться декорации.
Ф.: Когда и куда переведут театр на период реконструкции?
Б.К.: Самое страшное для театра – это оказаться без своей площадки, даже если есть возможность работать в соседних театрах или во дворцах. Поэтому МХТ, скажем, не закрываются надолго, как Пушкинский, а делают реконструкцию в процессе сезона. По технологии, нам нужно на ремонт 11 месяцев. На остальное - еще полгода. В общем, полтора года. 15 февраля 2009 года мы должны открыться после реконструкции.
До этого мы намерены задействовать малую сцену, к тому же нам сейчас выделили деньги на репетиционный зал. И самое главное преимущество - нам подарен театр на Каменном острове президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Там буквально на днях начнется реконструкция. Вот там мы и думаем поработать, тем более, что в течение следующего года его обещают уже сделать.
Ф.: Откуда будут поступать средства?
Б.К.: Вопрос о затратах решается на уровне правительства. Курировать проект президент предписал Михаилу Ефимовичу Фрадкову и непосредственно Жукову. Все сведения сходятся к первому вице-премьеру.
Думаю, деньги потребуются в том же объеме, как и в Пушкинском театре. Там реконструкция стоила миллиард рублей. У нас на 700 миллионов рублей уже есть документы, а дальше посмотрим. 700 миллионов – это только строительная часть, а мы еще должны подготовить праздник, выпустить печатную продукцию о наших великих актерах прошлого и настоящего (есть еще и такая статья расходов).
Ф.: А что бы вы хотели увидеть в результате?
Б.К.: В результате то, что зритель хотел бы увидеть. И свет, и звук хороший, и смена декораций. Вот Пушкинский театр может за спектакль сделать 32 перемены. Такого никогда не было. Видеоаппаратура на грани фантастики.
Театр должен быть праздником. Как раньше к нам ходили, переодевали туфельки, в джинсах не пускали. Наша задача как администраторов подготовить максимум технических новшеств.
Ф.: Вы хотите такую же сцену, как в Александринке?
Б.К.: Я говорил Валерию Фокину: да, такую же хотим. Ну а что? Кирилл Юрьевич Лавров был летом в Архангельском театре на Соловках, губернатор его принимал. Он посмотрел Архангельский театр и рассказал, какая потрясающая техника там. Оказывается, директор театра - одноклассник Алексея Кудрина, министра финансов РФ, и театр сделан лучше, чем Пушкинский. Поэтому, как сказал Кирилл Юрьевич Лавров, главное не душ в гримерке, а техническая оснащенность. Вот эту задачу нам и предстоит решить
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру