Задержание авторитетного предпринимателя Бадри Шенгелия продолжило серию неприятностей, преследующих петербургских рейдеров в последние месяцы.
Весь 2005 год рейдеры, мастерски лавируя в чудовищном коррупционном поле, забегали на все объекты, на которые хотели забежать. Сотни писем, жалоб и резолюций имели для них подтекст, вроде «собака лает - караван идет». А то и верно: если решил у многих отнять по нескольку миллионов долларов, то надо идти до конца. О том, что остаются «хвосты» думать некогда. Это как грабить в полдень банк. Невзирая на могучие проплаты властным структурам (в том числе и в столице) эти самые рейдеры - люди с богатой на события судьбой и далеко не фанатики. И не знать они о том, что количество переходит в качество - не могли. Так из-за чего же произошла заминка? Из-за наглости и открытости? Отнюдь. Вернее это вторично. А в начале было «слово».
Ситуация в конце прошлого года была взорвана серией статей в газете «Ваш тайный советник», где был напечатан план будущих захватов с указанием десятков предприятий. (Для правоохранительных органов это новостью не стало). Это было не ключевым событием, но первым публичным. Но мы живем не в Голландии, и СМИ не всемогущи. Если можно не обращать на них внимания, то не обратили бы. Если.
Если бы рейдеры не совершили в конце 2005 года попытку захвата лакомой территории на Невском проспекте, известной как «Петербургский уголок», хозяйкой которого является г-жа Шпакова. Событие это стало знаковым – возможно, предпоследней каплей. Как тут не вспомнить строчку Некрасова: «... Буря бы грянула, что ли! Чаша с краями полна....» До этого на Невском проспекте были захвачены с десяток магазинов. Но Наталья Шпакова исторически является подругой губернатора. И, хотя она не связана с Валентиной Матвиенко ничем, кроме личных отношений, но, таким образом, верховная власть в городе была поставлена в неудобное и щекотливое положение. Если губернатор начинает вмешиваться, то получается, что на всех нападать можно, кроме друзей Валентины Ивановны. Если не вмешиваться, то получается – нет, даже у Смольного, методов против «Кости Сапрыкина».
Власть же рассудила не по-женски: лучше что-либо делать и пожалеть о содеянном, нежели ничего не предпринимать и сожалеть об упущенных возможностях. Рейдеров подвела самоуверенность и хамство. А коммерсанты пристальней всего начали смотреть за развитием событий именно в «Петербургском уголке».
Но «нумерология» любит троицу. В начале мая прозвучали выстрелы на Петроградской стороне. Был тяжело ранен авторитетный предприниматель и фактический хозяин «Петербургского нефтеналивного терминала» Сергей Васильев, который также находился в состоянии спора за свое детище (любопытно, что «ТС» предсказывал подобное развитие событий).
Все эти независимые друг от друга факторы по нашему мнению и явились детонатором резкой реакции прокуратуры. В июне с санкции прокуратуры были проведены десятки обысков у лиц, заподозренных, как заказчики рейдерских захватов. Вскоре арестовали десяток мелких участников преступных цепочек. Затем был арестован Андрей Леухин (известный в миру как «Медведь»). Началась интрига: кто следующий? Ведь обыскивали офисы и жилища троих: Леухина, Шенгелии и Вячеслава Дрокова. Все сходились на второй кандидатуре. Сплетни и слухи висели в воздухе. Сам же антигерой вел себя с определенной точки зрения достойно: из города и страны не уезжал, продолжал перемещаться по территориям на «Роллс-Ройсе» впереди джипа сопровождения. Пытался заниматься собственным пиаром. С одной стороны г-ну Шенгелия не привыкать – не единожды его уже «закрывали», а потом уголовное преследование прекращалось. С другой – ему не занимать стойкости в период обострения борьбы с государством.
Но и тут не подвела бизнес-сообщество коммерческая смекалка. Вчера Бадри Щенгелия был арестован на десять суток без предъявления обвинения прямо в помещении прокуратуры, куда был вызван на очередной допрос. Если прокуратура города совместно с Генпрокуратурой РФ пошла на этот шаг, то не для того, чтобы отпустить. Иначе самому фигуранту информационный повод убавит нервов и прибавит грозной вседозволенности.
Бадри Шенгелия не в этом году стал известен питерскому бизнес сообществу. О нем громко заговорили в 2006-ом коммерсанты всех мастей. Некоторые со знанием и болью за свое дело, так как вступили с ним и его системой координат в неравный спор, отстаивая свою собственность. Другие - не очень понимая, о ком говорят, просто показывая вовлеченность в модную и злободневную тему рейдерства. И СМИ не обошли г-на Шенгелия своим вниманием. Сам же персонаж оказался продвинутым и шел на открытый разговор с обществом через газеты города. Он лично инициировал интервью в «Вашем тайном советнике», хотя и не под диктовку Бадри Анзоровича (в связи с чем издание «ТС» стало г-на Шенгелия раздражать).
Как следствие - личность Бадри Шенгелия начала обрастать мифами. И, наконец, он стал брендом, - по крайней мере региональным. Но брендом со знаком минус. То есть антигероем драмы, разворачивающейся в Санкт-Петербурге уже больше года. Драму эту можно условно назвать «Инфернальный рейдерский поход».
Оперативной фактуры у УБОПа было чрезмерно. Через короткое время суд примет или нет первоначальные доказательства вины Шенгели. А заинтересованное общество узнает об аресте или иной мере пресечения. Далее начнутся рассуждения - кто следующий?
А это отдельная история и очень непростая. Продолжить аресты VIP-захватчиков будет труднее, так как продолжение лежит уже в некотором роде в политической области. Есть мнение, что Шенгелию надо было «отдать», чтобы и «волки и овцы»... Но это тема для серьезного осмысления.
Егор Иванов,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
МВД продолжает вырубать рейдерские чащи. Уже заломали «Медведя»
Шенгелия не может в изолятор ФСБ... без инсулина
Начались аресты по "рейдерским делам"
Рейдерам нанесли ответный удар
"Я удобная персона, чтобы "списывать" на меня все захваты"
Рейдеры хотели нефти, шоколада и уюта
В деле о покушении на Васильева - двое задержаных сотрудников спецполка УГИБДД
Авторитет стал мишенью рейдеров