В Петербурге закончился первый этап операции «Автобус». В дорожной милиции отмечают, что по сравнению с прошлым годом число ДТП с участием перевозчиков сократилось, однако наказанных водителей стало больше. Это значит, что маршруточники по-прежнему нарушают закон. Стали ли они осторожнее ездить? По собственному опыту знаем – не стали, просто, по всей видимости, Бог оберегает пассажиров.
Проверка показала, что по большому счету в сфере пассажирских перевозок фактически ничего не изменилось. Нас по-прежнему возят нелегалы, на таких же, как и прежде, старых автобусах. По-прежнему при перевозке людей нарушаются правила дорожного движения – в частности, скоростной режим, в ряде случаев за руль и вовсе садятся нетрезвые водители. Об этом говорит милицейская статистика.
Как сообщили «Фонтанке» в УГИБДД Петербурга и Ленинградской области, в ходе первого этапа операции «Автобус» инспекторами ГИБДД было организовано 305 проверок технического состояния автобусов фирм, осуществляющих перевозки пассажиров. Сотрудниками Госавтоинспекции осмотрено 24385 автобусов, из которых 1973 признаны технически неисправными, 54 эксплуатировались с непройденным ГТО, у 56 в конструкцию были внесены изменения. Если посчитать, сколько хотя бы за неделю этими двумя тысячами неисправных автобусов перевезено народа, становится не по себе: ведь все эти пассажиры, по сути, смертники...
За две недели, во время которых проходила профилактическая операция, инспекторами выявлено 7218 нарушений водителями автобусов правил дорожного движения, семь водителей были вытянуты из-за руля, когда находились в нетрезвом состоянии. На фоне этого более 380 нарушений правил перевозки людей (например, перевозка лишних пассажиров, вынужденных стоять в микроавтобусах, свернувшись клубком) выглядят невинной шалостью, как и более 1100 случаев нарушения скоростного режима.
Корреспонденту «Фонтанки», проживающему в пригороде, как никому известно, что стоит за сухими цифрами статистики. Ездить в переполненных маршрутках, несущихся с огромной скоростью, приходилось не раз. Объезжать пробки по кромке дороги, которая грозит осыпаться, после чего маршрутка неминуемо угодит в кювет и перевернется, тоже. Причем, грешат этим не только водители из ближнего зарубежья, давно заслужившие славу «отмороженных» автомобилистов, но и местные, так как здесь срабатывает один принцип: кто быстро ездит, тот больше зарабатывает.
А недавно корреспонденту «Фонтанки» пришлось столкнуться с еще одной проблемой – гонщиками-меломанами. Причем они, в основном, работают на маршруте «Балтийский вокзал - Ломоносов», у которого и номера-то нет. Называют их «пятидесятниками» - по номеру рекламного телефона 050, указанного на машинах. Все водители на этом маршруте любят скорость, игру в догонялки на трассе (с нарушением всех возможных правил), а также оглушительную музыку, из-за которой они порой даже не слышат просьб об остановке.
Бороться с этими явлениями бесполезно. Во-первых, доказать, что водитель нарушает – сложно. В подобных случаях дорожные инспекторы и защитники прав потребителей советуют фиксировать все нарушения на фото- или видеокамеру и, лишь имея эти неопровержимые доказательства, обращаться в компетентные органы. Скажите, а вам это надо? Да и водители позировать не будут, в лучшем случае высадив пассажира-папарацци, в худшем – испортив ему собственную «фотографию». Во-вторых, те методы борьбы, которые сегодня предлагает закон, тоже неэффективны. Заплатить штраф, принять предписание и уволить конкретного водителя перевозчикам гораздо легче, чем обеспечить нормальную работу предприятия.
Здесь поможет только одно – твердая, не побоимся этого слова, политическая воля. Вот президент Путин, например, велел вчера министру МВД Рашиду Нургалиеву за несколько дней снизить аварийность на дорогах, а иначе - сами знаете, что. Как бы рассказать Владимиру Владимировичу об опасных маршрутках?
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру