Кондопога стала «именем нарицательным». Ныне это не только название города, но и обозначение явления, о котором продолжают спорить политологи, социологи и представители различных партий и движений. Пока умные мужи строят словесные замки, жители карельского городка говорят: «Все это, конечно, интересно, но, скажите, что нам-то теперь делать?» А в других городах России тем временем происходят стычки, подобные той, что случилась у кондопожской «Чайки». Так что погромы вполне могут повториться – дрова сложены в костер, только спичку поднеси...
Вчера вечером у станции метро "Добрынинская" в Москве прошел «сход» студентов. Представители 22-х вузов направились к департаменту образования, чтобы высказать свои претензии к приезжим студентам. В основном, выходцам с Кавказа. Поводом стала драка, которая произошла 8 сентября рядом с общежитием Тимирязевки. В ней пострадали три человека – москвич и жители Курской и Тульской областей. Один человек погиб, по подозрению в его убийстве задержаны трое кавказцев. По дороге к департаменту около 200 участников акции были задержаны ОМОНом. Примечательно, что сход и шествие «поддержали» (но ни в коем случае, по их словам, не организовывали!) представители Движения против нелегальной иммиграции.
В городе Вольске Саратовской области милиция переведена на усиленный режим работы. Здесь стараются не допустить массовых беспорядков, подобных кондопожским. В конце минувшей недели здесь передрались местные жители и кавказцы. Один убит, пятеро пострадали. Власти отсоветовали торговцам-южанам выходить на работу. В прокуратуре говорят, что ЧП произошло на бытовой, а не на межнациональной почве. 13 сентября, около 10 часов утра на овощной базе в Самаре, работающей как оптовый рынок, было совершено нападение на азербайджанцев. В руках у приехавших на рынок налетчиков были автоматы, карабины и ножи. Продавцы попытались оказать сопротивление, был открыт огонь. В результате нападения один человек был убит, двое получили ранения. Самарские власти говорят о криминальных разборках. В тот же день стало известно о драке между узбекскими строителями и жителями села Розовка Омской области. В результате драки двое жителей Розовки были убиты, третий попал в больницу с сотрясением мозга и сломанными пальцами. Участники драки были задержаны. Других строителей власти срочно эвакуировали, опасаясь, что им будут мстить. До Кондопоги такие же события происходили и в других городах, но на них не обращали внимания. После Кондопоги любая «межнациональная» драка вызывает опасения.
Между тем, вчера ответ на вопрос: «Могут ли повториться кондопожские события?» – в редакции «Делового Петербурга» искали социологи и представители Движения против нелегальной иммиграции, специально приехавшие из Москвы. По всей видимости, они же привезли на встречу двух жителей Кондопоги – Андрея и Юлию. Напротив «людей в черном» (у представителей ДПНИ на рукавах были еще и повязки с символикой – на манер повязок карательных отрядов) сидел полномочный представитель президента Чеченской республики в СЗФО Мовлади Ахматукаев. Он на встрече отвечал за все кавказские народы. Диалог проходил в рамках круглого стола, поэтому особых неожиданностей на встрече не было: социологи, опираясь на данные опросов, высказывали свое авторитетное мнение, ДПНИ пыталось вести скрытую агитацию, пропагандируя свои во многом спорные идеи, представитель Чеченской республики защищал свой народ. Каждый фактически говорил о своем и слышал, похоже, только себя. Острой дискуссия становилась в те моменты, когда разговор касался конкретных событий – того, сколько чеченцев участвовало в драке, как они вели себя в городе, кто задержан, а также идей, проповедуемых ДПНИ. Но точки соприкосновения у выступающих все же нашлись.
Все, например, сошлись в том, что в первую очередь события в Кондопоге – это проблема власти. Жители карельского городка хотят, чтобы власти исполняли закон и вовремя реагировали на происходящее. «Власть парализована и ничего не может», - констатировал тот же факт Алексей Михайлов из ДПНИ. Конфликтом населения и власти назвал кондопожские события исполнительный директор Европейского университета в Петербурге Дмитрий Дубровский. Социологи выразили недовольство не только действиями российских властей, но и представителей Чеченской республики, которые активно защищали своих людей. Больше всего их возмутило заявление Рамзана Кадырова о том, что чеченские власти готовы навести порядок в Карелии, если местные не могут этого сделать. Именно это заявление было растиражировано СМИ по всей стране. О том же, что приехавшая в Карелию чеченская делегация выяснила, что не все так плохо, не узнал практически никто. «Это не наша вина. Интервью делегатов снимали все каналы, но никто их не показывал. А Кадыров сказал так, потому что на тот момент не обладал достоверной информацией», - парировал Мовлади Ахматукаев.
Именно слабость власти дала ДПНИ возможность развернуться в Кондопоге. «Они единственные, кто выступил на нашей стороне и стал что-то делать», - говорит кондопожанка Юлия. «Мускулы власти ослабели. Образовался вакуум. Пришло мускулистое движение и заняло освободившуюся нишу, развесив на чужой елке свои игрушки. Движение принесло язык общения», - образно выразили свое мнение социологи. Представителям ДПНИ оставалось лишь победоносно улыбаться и говорить, что их целью был только прорыв информационной блокады и организация «корректного» протеста. То, во что этот процесс вылился, ДПНИ на свой счет не записывает.
«А если бы подвыпившие кондопожцы, погромив палатки и выгнав кавказцев, стали бы резать друг друга?» – спрашивают журналисты. «Не надо мыслить категориями «если бы да кабы», - с металлом в голосе и с блеском в глазах парировало ДПНИ. Получается, что движение берет на себя ответственность только за то, что пригласило народ на сход. Что из этого вышло – не их головная боль. Между тем, не знать, во что может вылиться народное возмущение, они не могли. Они сами говорят о событиях в Сальске, Харагуне, Яндыках, где тоже были беспорядки.Что будет, если созвать сто человек, дать им по бутылке водки и лопате? Как вариант – массовое пьяное побоище. По данным тех же социологов, каждый четвертый в России готов принять участие в акциях в защиту своих прав. А ведь в Кондопоге люди защищали свои права – на спокойную жизнь, на места на рынке и т.д. Правда, какие глобальные претензии были у кондопожцев к кавказцам, корреспонденту «Фонтанки» выяснить не удалось – ни в Кондопоге, ни на круглом столе. Как пояснили вчера жители города, у каждого из них есть свои личные претензии (кому-то продали плохие фрукты, кому-то нахамили и т.д.) – «бытовой терроризм», по определению ДПНИ. Но причиной погромов, по их словам, стало не это, а резня в «Чайке». «Мы говорим не о вызывающем поведении, мы говорим о том, что вышла толпа и стала бить наших людей. Убийства бывают, люди любой нации совершают преступления. Но когда ты понимаешь, что на тебя в любой момент может навалиться толпа и убить, становится страшно», - говорит кондопожанка Юлия.
Между тем, рецепта от «кондопоги» не найдено. Политологи говорят, что надо заставить работать власть. Социологи предлагают «сделать, чтобы в Кондопоге было хорошо, и рассказать об этом всем». «Хорошо» - это не значит ограничиться покраской фасадов, это означает показать, что власть может работать. Но сколько времени уйдет на это? ДПНИ предлагает действовать радикально – выселять всех «иных» в 24 часа или не пускать вовсе. Но это незаконно. Жители Кондопоги хотят мира, пусть худого, но все-таки мира. «Если вы можете воздействовать на своих людей, - сказала кондопожанка Юлия Мовлади Ахматукаеву, - объясните им, что любить нас не надо, но с нами надо жить нормально». Ахматукаев с этим согласился. Похоже, что пока это остается единственным выходом из сложных ситуаций, которые возникают то тут, то там . Пока не работает власть, люди вынуждены договариваться друг с другом. Ведь это им приходится жить бок о бок, пока умные мужи не могут решить их проблемы.
Светлана Борисова,
Фонтанка.ру