В дискуссиях об использовании чиновниками мигалок и спецномеров поставлена точка. По закону, прямо сегодня мигалки должны снять с автомобилей ФСБ и ФСО, Госнаркоконтроля, ФАПСИ. В Санкт-Петербурге должно остаться не более 10-14 чиновников, имеющих право на спецсигналы.
Президент России поставил точку в дискуссиях об использовании чиновниками мигалок или спецномеров. Уже через четыре месяца особые номерные знаки вообще должны исчезнуть с дорог, а численность синих маячков с сегодняшнего дня официально сокращена.
Тема упразднения автопривилегий активно обсуждалась в течение последнего месяца. Затрагивалась она и на встрече Владимира Путина с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым 15 сентября, после которой депутаты разных уровней стали показательно снимать мигалки со своих служебных авто («Фонтанка» писала об этом). В Госдуму планировалось вносить законопроекты, разрабатывать концепции и т.д. 22 сентября Президент России единолично прекратил обсуждение этих вопросов. Сегодня указ вступает в силу.
Синий глаз
Маячки синего цвета, дающие особые право в дорожном движении (другие автомобилисты должны уступать дорогу, нельзя обгонять и т.д.) будут легально ставиться только на три категории транспортных средств.
Первая – оперативные службы, автомобили которых должны иметь специальную раскраску (цветографические схемы). Причем только пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб и военной автомобильной инспекции, которые используются для "осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан". А это значит, что мигалки должны будут снять с автомобилей ФСБ и ФСО, Госнаркоконтроля, ФАПСИ, автозаков и т.д. Нельзя будет использовать маячок даже на машине, принадлежащей МВД или МЧС, если она не имеет специальной раскраски или не является оперативной (инспектор пожарной охраны может и постоять в пробках). Причем это правило вступит в силу немедленно после официальной публикации Указа, то есть с 26 сентября.
Вторая категория – служебные авто чиновников, подлежащих государственной охране. Это президент России, председатель правительства, спикеры палат, председатели высших судебных инстанций (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда), а также генеральный прокурор.
Третья категория – остальные чиновники. Всего по России должно быть не более тысячи автомобилей с маячками. Полный их перечень до 1 ноября должно утвердить правительство России. Сейчас таких машин более семи тысяч.
Трехцветный номер
А к 1 февраля 2007 года, согласно Указу, должны исчезнуть все особые государственные регистрационные знаки. Это термин не расшифрован. Отдельно указывается, что они будут сняты, в частности, с машин депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Затронет ли реформа синие номерные знаки машин правоохранительных органов и красные автомобилей дипломатов – не разъясняется. Также как и не ясно, придется ли менять номера с буквами «АА» (Антоны), «ОО» (Ольги), «СС» и «КК».
Многократное уменьшение количества привилегированных авто должно позволить инспекторам безошибочно определять тех, кто использует мигалку незаконно. Ведь кроме машин оперативных служб (вряд ли блатной захочет ездить на покрашенной под «Скорую помощь» иномарке) синий маячок будет легально установлен всего на 1008 автомобилях по всей стране, причем больше половины из них придется на Москву. Общая численность только ведомств (министерств, служб, агентств и т.д.) достигает сотни. И у каждого есть руководитель и хотя бы один заместитель, желающий ездить «с ветерком».
В итоге во всех регионах будет легально использоваться около 500 маячков, то есть примерно по 5-7 в каждом субъекте Федерации. Значит, в Санкт-Петербурге должно остаться не более 10-14 чиновников, имеющих право на спецсигналы. Это включая двух губернаторов (Петербурга и Ленобласти, полпреда президента России, председателей законодательных собраний, всех вице-губернаторов, руководителей федеральных структур (в том числе начальника ГУВД) и т.д. При желании, постовым ГИБДД не так сложно будет запомнить эти автомобили. Все иные можно безошибочно идентифицировать как нарушителей.
Антон Одынец,
специально для «Фонтанка.ру»