В городском суде Петербурга начались предварительные слушания по еще одному уголовному делу о разборках вокруг сбыта похищенного в 1999-м году с ГМК "Норникель" шлама - порошка, содержащего платину, золото и редкоземельные металлы на миллион долларов.
Как передает АЖУР, на скамье подсудимых - один из предполагаемых членов ОПГ Игорь Шалар, обвиняемый в бандитизме, умышленном убийстве, подстрекательстве к убийству, похищении человека и незаконном обороте оружия и боеприпасов.
Напомним, что дело в отношении Шалара было выделено в отдельное производство из уголовного дела по этим же преступлениям в отношении бывшего оперуполномоченного 10 отдела УБОП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти Алексея Макеева и троих подсудимых "без погон" - инвалида второй группы Василия Панькина, железнодорожника из карельского города Кемь Игоря Земскова и работника фирмы "СЗТГ" Сергея Павлакова.
По мнению обвинения, и эти четверо, и подсудимый по нынешнему делу Игорь Шалар входили в состав преступной группировки, возглавляемой Сергеем Громовым. Правой рукой Громова считался Семен Иванов, якобы занимавшийся сбытом ценного сырья и силовым прикрытием действий предполагаемой банды.
В банду также входили тогдашние подсудимые Макеев, Панькин, Павлаков и Земсков, ныне подсудимый Игорь Шалар, а также находящиеся в розыске Дмитрий Барабаш, Олег Алешинцев, Александр Караваев и еще несколько человек, личности которых следствию установить не удалось. После того как Громова в 1999 году посадили в тюрьму, считают следователи, от группировки отделился Иванов, а с ним ушли еще несколько человек. Остальные остались верны прежнему лидеру, и с этого момента начались разборки вокруг нелегального бизнеса.
В феврале 2001 года, когда в Санкт-Петербург из Мончегорска (в этом городе находился филиал ГМК "Норникель") с тонной "товара" прибыли Алешинцев и Караваев, Иванов, через которого шел сбыт товара, решил взять сделку под свой контроль. Однако с Караваевым договориться не удалось, и было принято решение о его физическом устранении. Иванов якобы выделил на ликвидацию конкурента 30 тысяч долларов, на которые нанял двух сотрудников Управления специальной службы милиции ГУВД Петербурга и Ленобласти - капитанов Евгения Маликова и Алексея Макеева и лейтенанта Игоря Ильгина. Именно они якобы должны были расправиться с Караваевым и перевербовать Алешинцева. В назначенный день в апреле 2001 года обоих выманили на встречу. Тело Караваева с множественными огнестрельными ранениями было обнаружено 23 апреля 2001 года во дворе дома N15 по Липовой аллее. Алешинцева злоумышленники заковали в наручники и вывезли и увезли на дачу, где удерживали несколько дней. Побоями и угрозами его вынудили согласиться работать на Иванова. 7 июня 2001 года у гостиницы "Карелия" на улице Маршала Тухачевского Евгений Маликов был убит. В него стреляли в тот момент, когда он направлялся к своей машине, которую оставил на автостоянке у гостиницы. Один выстрел пришелся в голову, другой - в шею. Оружие убийства киллер сбросил неподалеку от места происшествия. При убитом было обнаружено около 5 тысяч долларов США.
Осенью 2001 года была установлена связь между убийствами Караваева и Маликова. Тогда в ходе расследования, проведенного АЖУРом, стало известно, что капитан Маликов в свободное от службы время занимался весьма прибыльным бизнесом - "обнаруживал" цистерны с контрабандным грузом и, предъявляя милицейские "корочки", изымал его. Как считает следствие, заказчиком убийства был тот же Семен Иванов, а подстрекательство к этому убийству вменяется теперь Игорю Шалару. В качестве мотива убийства рассматриваются опасения предполагаемого заказчика, что Евгений Маликов в случае, если он попадет в руки мончегорских конкурентов, даст полный расклад на участников действующей схемы по хищению шлама.
Первое дело закончилось крахом обвинения: в приговоре от 11 декабря 2005 года судья Аркадий Кургузов признал доказанным лишь вину подсудимых в похищении Олега Алешинцева. Прочие обвинения суд счел недоказанными. За похищение человека Алексей Макеев и Василий Панькин получили по 7 лет колонии строго режима, а Игорь Земсков и Сергей Паловков - по 6 лет колонии строго режима. По словам участников процесса, предварительные слушания по делу в отношении Шалара продолжатся до конца сентября.