«В этой стране тебе дают два года только за то, что тебе 18» - крик души начертан маркером в вагоне метро. Это остроумное изречение вполне могло бы стать лозунгом, но пока остается лишь одной из самых мягких оценок вооруженных сил РФ, пребывание в которых ассоциируется с лишением свободы. В минувшее воскресенье стартовал очередной, осенний призыв.
«В этой стране тебе дают два года только за то, что тебе 18» - крик души начертан маркером в вагоне метро. Это остроумное изречение вполне могло бы стать лозунгом, но пока остается лишь одной из самых мягких оценок вооруженных сил РФ, пребывание в которых ассоциируются у восемнадцатилетних парней с лишением свободы по аналогии с тюремным сроком.
В минувшее воскресенье стартовал очередной, осенний призыв. Несколько тысяч молодых людей волей-неволей вынуждены будут надолго покинуть городской уют... Цифра, значащаяся как план призывных мероприятий по Петербургу, достаточно условна, и почему-то держится в секрете. По данным «Солдатских матерей», в предшествующие годы в планах военкоматов значилось три тысячи и более человек.
Осенний призыв 2006 года станет последним, подразумевающим два года срочной службы. Как известно, Госдума уже позаботилась о том, сократить срок службы по призыву до 12 месяцев. Соответствующий закон вступает в силу с 1 января 2008 года. При этом для солдат, призванных в 2007 году, вводится «переходный период»: они будут служить 18 месяцев. Параллельно сокращается срок альтернативной гражданской службы пропорционально сокращению военной службы по призыву (известно, что альтернативная служба в 1,75 раза превышает срочную).
Интересно, что наряду с уменьшением срока службы грядет сокращение количества военкоматов. Минобороны уже заявило, что в течение 2006–2007 годов из 2300 российских военкоматов 600 сократят или объединят с другими. Петербург ждет незначительное сокращение: из 19 ВК в городе останется 16.
В день начала осеннего призыва в Петербурге прошел-таки давно обещанный «Антипризывной марш». Еще весной, во время прошлого призыва, на политической арене появилось новое лицо – Елена Иванова, многодетная мать (четыре ребенка, старшему из которых уже исполнилось 16 лет). «Я хочу отменить призыв в 2006 году», - заявила она без тени сомнения. Столь смелое начинание тут же поддержали несколько оппозиционных организаций и партий – «Яблоко», «Республиканская партия России», «Объединенный гражданский фронт». Началась подготовка к акции: по городу то тут, то там перемещалась коляска с установленным на ней транспарантом «Стоп призыв!» Елена со товарищи собирала бумажки с телефонами неравнодушных граждан, согласных пройтись 1 октября маршем да и отменить злосчастную кабалу.
Елена Иванова призвала комплектовать армию исключительно на добровольной основе. «В настоящее время методы комплектования сводятся к принуждению», - считает Иванова. «В армии даже не пытаются учить солдат. А армия существует не благодаря а вопреки призыву».
Однако сорвать армейский призыв Елене Ивановой не удалось: протестным маршем по Петербургу прошли не более 50 человек. Так что об отмене призыва говорить как минимум преждевременно. И пресловутые три тысячи петербуржцев попадут-таки в воинские части.
Элла Полякова, председатель петербургской организации солдатских матерей, по привычке ничего хорошего от призыва не ожидает: «Это очередная угроза для всех молодых людей». Во время прошлого призыва угроза была продемонстрирована наглядно: не желающих служить – как больных, так и здоровых, и даже продолжающих судиться и отстаивать свои «болячки» – брали в метро, на улицах, даже по квартирам и общежитиям. «К тем, кого затащили в армию силком, в армии относились еще более жестко. Многие из них были вынуждены бежать и обращаться за помощью», - говорит Элла Михайловна. Прокуратура, по ее словам, ничего не сделала для разбора имевших место нарушений.
«В прошлый призыв Дениса Митрофанова забирали из дома, надев наручники. Он был на больничном, у него нейродермит. В результате - его привели в невменяемое состояние в госпитале в Оренбурге, он вернулся домой и через 3 дня сбросился с 15 этажа общежития. И никто не разобрался в его смерти», - рассказывает Полякова. Таких историй, по ее словам, великое множество. Особенно много обращений из части ПВО в поселке Нюнемяки Всеволожского района. Солдаты там работают на дачах и на лесоповале. Уже есть несколько «бегунков», есть даже комиссованные. А солдатских матерей в этой части, куда они приехали разобраться, чуть бело не арестовали. В следующий раз госпожа Полякова намерена приехать туда вместе с прокурором района.
Среди призывников, как отмечают солдатские матери, растет число юридически грамотных. К этому и стремятся активисты – они просвещают и юношей, и их родителей, учат пользоваться собственными правами и добиваться исполнения существующего законодательства. Например, ловить в метро и отправлять служить молодого человека, который подал в суд жалобу на решение призывной комиссии и еще не дождался решения, – незаконно. Призывникам солдатские матери рекомендуют использовать доверенных лиц при обращении в суд, носить с собой не оригинал, а нотариально заверенную копию паспорта и вообще обращаться к ним за советом – двери «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» открыты всегда. А в ближайшие недели их порог наверняка переступят сотни и тысячи молодых людей, которым в связи с восемнадцатилетием ожидает «армейский срок» в два года.
Павел Викторов,
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру