Наименьший из сроков по "делу санитаров" получил раскаявшийся Марат Дрейзин - 4 года строгого режима. Отправление в колонию вместе со всеми со-фигурантами, про которых бизнеммен так много рассказал следствию - смерти подобно. Повторить созданный этим летом прецедент, когда судья даровала деятельно раскаявшемуся преступнику условный срок, не удалось.
Второго Долгушина из Дрейзина не вышло. Может быть - потому что Беляев - не Маковоз, и выданная Дрейзиным так называемая «банда санитаров морга» по шкале «крутости» уступает «братской ОПГ». Может быть - потому что «характер совершенных Дрейзиным преступлений» (пособничество в убийстве и незаконном обороте взрывчатых веществ) столь «общественно опасен», что судье Ольге Граудинь профессиональная совесть просто не позволила повторить созданный минувшим летом прецедент - когда судья Галина Пономарева даровала деятельно раскаявшемуся похитителю человека и вымогателю в особо крупном размере условный срок. Марат Дрейзин, несмотря на свое деятельное раскаяние, последовательные признательные показания и порекомендованные прокурором в прениях 8 лет условно, получил 4 года строгого режима.
Неприятности
Разумеется, это наименьший из сроков «дела санитаров». Бывший инспектор по административным вопросам Городского патологоанатомического бюро Павел Беляев получил 15 лет, бывший главный врач морга горбольницы N3 Алексей Чабан - 14, бывший санитар этого же морга Дмитрий Полешкин - 13, бывший главный врач Городской наркологической больницы Сергей Тихомиров - 10. Разумеется, все - строгого режима. Только Дрейзину, надо думать, от этого не легче. Хоть он и сохранил безучастное выражение лица, услышав «свою» часть приговора, его взгляд говорил ясно: решение суда было для него неожиданным ударом под дых. Отправление в колонию строгого режима вместе со всеми со-фигурантами, про которых «законопослушный» бизнесмен столь много рассказал следствию и в суде, мягко говоря, для него смерти подобно.
Похоже, что несколько неприятен результат процесса и государственному обвинению. Только-только прокуратуре удалось создать прецедент действительно взаимовыгодной сделки подсудимого с правосудием (а это пока единственный инструмент, с помощью которого во всем мире эффективно разрывается круговая порука членов преступных группировок), как происходит, с точки зрения стратегов уголовного делопроизводства, срыв. Теперь и законодательная инициатива спикера Госдумы Бориса Грызлова о развитии института сделки с правосудием, и живейший пример этого развития – «дело Маковоза» - сильно упали в весе как аргументы убеждения подследственных к сотрудничеству с органами.
Впрочем, расчеты прокуратуры не оправдались не только в этом: совершенно освобожден от уголовной ответственности предполагаемый член «банды», участник трех нападений на экс-главного нарколога СЗФО Леонида Шпиленю Александр Сыров. Вина Сырова, как установил суд, доказана лишь в части нападений, в результате которых Шпиленя попросил освободить его от должности и на его место был назначен Тихомиров. Шпиленя был избит куском арматуры 28 февраля 2003 года, получил ожоги лица от взрыва в парадной 8 июня и чудом избежал гибели от взрыва еще одной бомбы, спрятанной в цветочном горшке (этот «новый» горшок был вынесен во двор уборщицей, поэтому трагедия миновала).
Сыров признан исполнителем всех трех преступлений, Тихомиров - подстрекателем, Беляев - организатором, Дрейзин - пособником. Однако сами преступления были переквалифицированы с 213 статьи УК РФ (хулигантство) на статьи 115 (причинение легкого вреда здоровью), 116 (причинение вреда здоровью средней тяжести) и 119 (угроза убийством) УК РФ соответственно по избиению и по двум взрывам. Таковые деяния являются незначительными, и сроки давности по ним истекли. Оставшееся же за Сыровым обвинение в бандитизме сочтено судом недоказанным: суд внял доводам защиты о том, что Сыров, выполняя распоряжения Беляева, не знал о существовании «банды санитаров».
Суд признал недоказанными факты приобретения, хранения и перевозки Чабаном, Олешкиным, Беляевым и Дрейзиным оружия и взрывчатых веществ, так как ни оружия, ни взрывчатки в ходе следствия изъято не было, не было и установлено, когда, при каких обстоятельствах и какое оружие было приобретено.
Санитарная деятельность
Как установил суд, «банда санитаров морга» была сформирована Беляевым не раньше мая 1995 года: инспектор по административным вопросам ГПаБ собрал вокруг себя крепких парней-санитаров, вооружил их (предположительно) пистолетами и взрывчаткой, контролировал посещение ими занятий боксом в спорткомплексе «Озерки». Цели у группы были самые что ни на есть благородные - защита медицинских работников от посягательств криминальных структур. И, похоже, с этой задачей группа вполне справлялась: к ним потянулись за защитой (попросту говоря – «крышей») бизнесмены от медицины.
В конце 90-х свою наркологическую клинику основал врач Марат Дрейзин. По его словам, его бизнес сразу подвергся нападкам неких криминальных структур, и он стал искать защиты у своего знакомого - главного санитара городской наркологической больницы Сергея Ефимова, который выполнял в неофициальной «службе безопасности» роль руководителя «боевой дружины». Тот взял на себя защиту бизнеса Дрейзина, отсоветовав при этом обращаться напрямую к Беляеву, так как тот «действует только в собственных интересов, и может бизнеса лишить вообще». Однако летом 2001 года Ефимов вдруг решил порвать со «службой безопасности» и начать спокойную жизнь. С этими намерениями в сентябре 2001 года он уволился из больницы.
А 30 сентября главный врач морга горбольницы N3 Алексей Чабан подкараулил Ефимова и его жену у лифта и разрядил в них свою «берету». Ефимов, получивший 5 ранений головы и шеи, скончался на месте, а Ефимова, раненая единожды, потеряла сознание от ушиба головного мозга. Решив, что она тоже умерла, Чабан покинул место преступления. Но она выжила благодаря своевременной медицинской помощи, и именно она впоследствии опознала киллера среди подследственных.
27 августа 2004 года мощным взрывом была убита заместитель Сергея Тихомирова, начальник медицинской части городской наркологической больницы Лариса Артюховская. Как установил суд, вина за это убийство также лежит на подсудимых: Тихомиров подстрекал к этому Беляева, тот организовал, Дрейзин опознал входившую в парадную дома Артюховскую, а Полешкин активировал рабиоправляемое взрывное устройство.
Сидеть им...
Впрочем, как ни плачевна судьба Дрейзина на ниве бизнеса с Правосудием, надежда не попасть в колонию и избежать мести со-фигурантов у него есть. Аресты «санитаров» проходили с октября по декабрь 2004 года. Дрейзин был арестован почти ровно 2 года назад, и половину назначенного срока уже отсидел. Прокуратура пока не заявляла о намерении обжаловать приговор, но в случае написания представления в Верховный суд РФ подсудимые еще месяц-другой проведут в изоляторе, а потом у директора «Кредо Мед» будет шанс получить условно-досрочное.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру