Петербургские законодатели вновь предлагают ограничить распространение эротических изданий. Хотя действующий в Санкт-Петербурге порядок фактически запрещает продавать «клубничку».
Внесенный депутатом Законодательного собрания Петербурга Алексеем Тимофеевым пакет законопроектов, в частности, вводит административную ответственность «за распространение эротической продукции без лицензии, либо не в специально предназначенных для этого помещениях, а также за продажу или демонстрацию таких товаров несовершеннолетним». Предлагается установить адресный перечень помещений, в которых разрешается «оказание услуг эротического характера» может осуществляться только в помещениях, внесенный в специальный адресный перечень.
Принятый в 1991 году Закон РФ «О средствах массовой информации» разрешает розничную продажу продукции эротических средств массовой информации только в запечатанных прозрачных упаковках и только в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией (учитывая терминологию того времени это или районные администрации, или органы местного самоуправления).
Впервые такой адресный список утвердил мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, одновременно запретив продавать «клубничку» с рук, лотков, машин и в прочих, не отведенных для этой цели местах. Причем изданное 25 января 1993 года распоряжение до сих не отменено, а значит формально Playboy и т.п. можно купить только в одном из восьми книжных магазинов (за прошедшие почти 14 лет многие из них уже прекратили свое существование). То есть реально сегодня можно наказывать любой киоск, в котором продаются эротические журналы.
В 1998 году Смольный ввел экономические санкции к продавцам эротики, лишив их существенных льгот по арендной плате.
Вторую попытку отрегулировать этот рынок в 2003 году предпринял депутат Сергей Андреев. Внесенный им законопроект также предусматривал создание адресного перечня торговых точек, где можно продавать эротику. Но эти ограничения касались только помещений, являющихся собственность города. Закон ничего не запрещал, а лишь предлагал использовать рыночные рычаги: хочешь продавать эротику – покупай помещения или арендуй их у частного собственника. Либо добейся включения твоего магазина, использующего государственную недвижимость, в адресный перечень. Но уже в феврале 2004 года коллеги отклонили проект Сергея Андреева.
Пытаясь ограничить распространение эротики, региональные законотворцы упираются в непреодолимое препятствие – федеральный закон, который вообще исключает субъекты Федерации из сферы регулирования деятельности средств массовой информации. Он же устанавливает расплывчатое понятие эротических СМИ: «периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу». Что значит в «целом и систематически» не может четко разъяснить даже автор закона. Фотографии обнаженного женского тела можно найти даже в очень серьезных изданиях, также, как журналы по искусству систематически публикуют изображения картин типа «Даная» или скульптур «Венера» и т.п. Судебная палата по информационным спорам – специальный экспертный орган при администрации президента России, – несколько раз поднимала эту тему, признав эротическим журнал «Клубничка», но отказывавшись назвать таковой телепрограмму «Про это».
В итоге сейчас можно ограничивать продажу только тех журналов, которые сами зарегистрировались в качестве эротических. А таких совсем немного. Тот же Playboy, согласно данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, – «мужской развлекательный журнал, мода, стиль, психология взаимоотношений». То есть его можно продавать где и как угодно.
Согласно законопроекту Алексея Тимофеева, за незаконную продаже эротических журналов будет налагаться штраф в 25 МРОТ лично на продавца, а на юридическое лицо – до 1000 МРОТ (100 тысяч рублей). Только, скорее всего, продавцы зарегистрированных в качестве специализированных СМИ уйдут в тень или будут распространять продукцию через частных лиц (2500 рублей – стоимость 30 журналов).
Санкт-Петербург - не единственный субъект Федерации, где задумались о регулировании продаж эротики и иных вопросах регулировании рынка «клубнички». В августе 1994 году мэр Москвы Юрий Лужков установил, что «реализация эротических печатных изданий осуществляется только в отведенных для этого торговых помещениях, определяемых префектурами административных округов...». С учетом устаревшей терминологии, их можно считать местными администрациями. Все законно и разумно.
Но законодателями мод в сфере борьбы с эротикой можно считать сибирский регион. Специальные законы приняты в Красноярском крае, Тюменской, Омской и других областях. Причем в законе «Об охране общественной нравственности», принятом в Красноярске больше десяти лет назад, впервые вводится понятие «органы саморегулирования предпринимательской деятельности» (СРО, о создание которых так много говорилось во время административной реформы 2004 года). Закон регулировал не только продажу эротики, но и правила показа фильмов в кинотеатрах, продажи «предметов сексуальной стимуляции», деятельности общественного совета и т.д.
Павел Нетупский,
специально для «Фонтанка.ру»