В этом году из Индии не будут присылать молодежь для поступления в академию имени Мечникова. Студенты последнего курса ждут не дождутся, чтобы закончить обучение и уехать на родину. Декан одного из факультетов собрал студентов и попросил никуда не выходить из общежития 3, 4 и 5 октября, когда, по его данным, в городе проходили собрания скинхедов.
На следующий день после убийства студента Государственной медицинской академии имени Мечникова Сингха Нитеша Кумара ректор академии Александр Шабров обещал иностранным студентам позаботиться об их безопасности. В той степени, в которой может ректор: осветить внутренний двор общежития на Кирилловской, установить там видеонаблюдение и пост охраны.
Прошли две недели. Мы специально проверили: из всего перечисленного там можно заметить только новые фонари. Но к почётному академику Шаброву претензий нет. Он – маленькая частичка системы, которой абсолютно наплевать на беззащитных перед криминалом студентов. И даже с цветом кожи это не связано. Ключевое слово: «наплевать».
Студенческие волнения позапрошлой недели достигли апогея у общежития на Пискаревском проспекте. К ничем не примечательной многоэтажке, расположенной на территории академии, студенты буквально заставили прийти индийского консула. Без всякой дипломатии – взяли под локти и привели. И на всякий случай перегородили дорогу красивому «Мерседесу» с дипломатическими номерами – чтобы не уехал.
Ничего злодейского в отношении дипломатически неприкосновенного лица не сделали. Даже не планировали. Просто попросили посмотреть, как они живут. Но попросили настойчиво. Отказаться и не потерять лицо было невозможно. Что увидел консул у дома 45/47 по Пискаревскому проспекту?
Заваленную кучами бурелома и строительного мусора рощицу, минуя которую пройти к общежитию невозможно. А дорога через рощицу поросла высоким бурьяном по обоим краям. И это не метафора. Там идти страшно. Даже авторам этих строк, у которых нормальное телосложение и белая кожа. Не то чтобы страшно – неуютно, неприятно – называйте как хотите. Но это – в светлое время суток. А вечером...
Дипломатическое лицо могло лицезреть ровный ряд фонарных столбов, протянувшийся от ближайшего корпуса академии к общаге. Во время инцидента все фонари горели. Кроме тех, которые должны освещать дорожку через рощицу. К одному из фонарных столбов была приставлена лестница. Консул мог понаблюдать, как человек в техничке спешно ввинчивает лампочку. Которая после его ухода так и не загорелась...
Потом официальные лица в сопровождении неофициальных поднялись на крыльцо общежития. Кто что говорил – значения не имеет. С одной стороны были эмоции, с другой – правильные слова, предусмотренные деловым этикетом и высотой занимаемого положения. А ещё с высоты десяти ступенек крылечка хорошо просматривалась сквозь ломаный забор грязная автомобильная парковка.
– Вот посмотри, – сказал нам тогда темнокожий парень в кожаной куртке, – тут ближайший путь к общаге. В этом месте на нас постоянно охотятся всякие подонки. Отбирают деньги, сотовые телефоны, избивают, говорят всякие фашистские гадости. Раз в неделю тут с кем-то что-то случается...
Сегодня у общаги на Пискаревском ничего не изменилось, в чём мы не сомневались заранее. Ректор же про общежитие на Кирилловской обещал, и то практически без толку. А про эту общагу разговора не было. Ведь в последнее время тут никого не убили.
Опять же нельзя сказать, что инцидент с консулом прошел совсем уж без последствий. Иностранные студенты рассказали нам, как теперь, после всего, о них заботятся в консульстве и в академии.
Оказывается, в этом году из Индии не будут присылать молодежь для поступления в Академию Мечникова. Студенты последнего курса ждут не дождутся, чтобы закончить обучение и уехать на Родину. А на минувшей неделе декан одного из факультетов собрал иностранных студентов и попросил никуда не выходить из общежития 3, 4 и 5 октября, поскольку, по его данным, в городе в эти дни проходили собрания скинхедов. Студенты говорят, что в один из этих дней у них даже отменили занятия, чтобы те, кто живет на Кирилловской улице, не рисковали.
Резюме: не появлялись бы вы тут, ребята, и проблем бы не было.
Но цепляет другое. Студенты утверждают, что раз в неделю практически на одном и том же месте они подвергаются насилию. Мы решили поинтересоваться: а как оно влияет на показатели борьбы с преступностью территориального, 66-го, отдела милиции?
Выяснилось, не влияет. Вполне доброжелательные сотрудники 66-го отдела заверили нас, что, кроме убийства в 2003 году, здесь никаких преступлений на национальной почве не было. Даже телесных повреждений ни у одного иностранного студента с тех пор не зафиксировано. А хулиганства, кражи мобильников или вымогательство денег происходят чуть ли не ежедневно. И примерно в одном случае из 100 потерпевший – иностранец. Но разве такие преступления совершаются из-за расовой неприязни?
Конечно, нет. И разве имеет смысл поставить милицейский пост на участке земли площадью 100 квадратных метров, где раз в неделю нападают на наших иностранных гостей? Конечно, нет! Ведь на территории 66-го отдела раскрываемость таких преступлений «соответствует средней статистике раскрываемости грабежей и разбоев».
Да и вообще, у милиции сейчас есть куда более серьезная работа, чем забота о безопасности иностранных студентов. Руководство ГУВД потребовало изловить всех грузин, проживающих в Петербурге без регистрации, и выслать их восвояси...
Кстати, а знаете, почему индийские студенты столь агрессивно поступили с собственным консулом? Потому что сразу после убийства Сингха Нитеша Кумара кто-то из них позвонил консулу и попросил о помощи. Как нам рассказали, в трубке раздался недовольный голос, попросивший не мешать отдыхать в ночное время...
Может, зря мы хотим, чтобы ректор одного из многочисленных вузов выполнял свои обещания, а сотрудники одного из многочисленных отделов милиции добросовестно выполняли свою работу? Может, всё правильно? Просто все чиновники одинаковые.
Диана Васильева,
Герман Петров,
Фото Замира Усманова,
Читайте материал в свежем номере газеты «Ваш Тайный Советник» за 09.10.06