В петербургском Законодательном собрании обсуждается новый законопроект «Об образовании», не так давно вынесенный на рассмотрение губернатором города. Зачем понадобился Петербургу такой закон и что он будет регулировать - решил выяснить корреспондент «Фонтанки».
Переход на нормативное финансирование и финансово-хозяйственную самостоятельность заставили чиновников задуматься о создании этого документа. Разработчики говорят, что законопроект «Об образовании» носит рамочный характер и должен стать базой для дальнейшей подготовки соответствующих нормативных актов. Но даже в таком виде он вызывает множество вопросов.
По мнению депутата Законодательного собрания, члена комиссии по образованию и науке Владимира Еременко, законопроект - "сырой и его надо дорабатывать", а главное, что он несет – попытку разобраться с типами и видами учреждений и, наконец, закрепить ту классификацию образовательных учреждений, которая сейчас уже существует.
У Еременко есть множество замечаний к документу: закон регулирует отношения в сфере школьного образования, но не затрагивает сферу среднего технического образования и детских садов; не решена проблема с нормативами финансирования учебных заведений. В новом законопроекте указывается, что эти нормативы разрабатывает правительство Петербурга, однако, по федеральному закону «Об Образовании», они должны разрабатываться исполнительной властью, но утверждаться Законодательным собранием одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В этой части новый законопроект противоречит федеральному законодательству.
Что будет входить в нормативы финансирования учебных заведений, до сих пор не решено. В методике расчета бюджетных потребностей Санкт-Петербурга в области образования, которую разработал КЭРППиТ, прописаны три основных элемента системы затрат – норматив на обучение, на жилищно-коммунальные услуги и на капитальный ремонт. А в комитете по образованию говорят, что расходы на капитальный ремонт и коммунальные услуги в итоговый «прайс» входить не будут. По мнению Еременко, конкретные суммы, может быть, и не должны регулироваться законом, однако основные нормативные параметры должны утверждаться депутатами.
Законопроект предполагает потрясающее «новшество» – удивительное дело, систему общего образования решили структурировать. Эта так называемая «структуризация» на непрофессиональный взгляд обывателя предполагает узаконивание одного из видов школьных «поборов» – дополнительные занятия.
В некоторых школах подобная практика вводится уже с первого класса, видимо, чтобы родители не расслаблялись. В школе N английский язык начинают преподавать на втором году обучения, но уже в первом классе вводят так называемые «факультативы». Учитель иностранного языка прямо говорит родителям, мол, если не хотите водить ко мне ребенка – не надо, но на следующий год повторять пройденную программу не собираюсь. О том, что эти «добровольно- обязательные» занятия являются платными говорить не стоит – думается, большинство родителей не раз сталкивались с подобными ситуациями.
Сейчас чиновники собираются составить реестр образовательных услуг, разделив их на обязательные и дополнительные. Какие предметы будут отнесены в разряд «дополнительных», пока не ясно, но они вроде бы могут быть частично профинансированы из городского бюджета на конкурсной основе. Одну-две школы профинансируют, а в остальных чадолюбивым родителям все же придется платить.
Депутат Еременко считает, что если сегодня дополнительные суммы, заработанные школами таким образом, проходят через комитет финансов и казначейскую систему, - и только потом поступают обратно в школу, то с вступлением нового закона «Об образовании» в силу все дополнительные средства, заработанные образовательным учреждением, будут поступать напрямую. Именно это, вероятно, и привлекает в законе руководство школ. Директор гимназии N 56 Майя Пильес считает, что подобный закон просто необходим городу. «В любой стране нужно жить по закону. Если новый закон «Об образовании» будет правильным – замечательно», – подчеркнула она. Разработчики же (КЭРППиТ) до принятия законопроекта отказываются что-либо комментировать, ссылаясь на то, что это «не этично».
Проект нового закона предусматривает также возможность создания в Петербурге образовательных округов, в которые могут входить учреждения образования, здравоохранения, молодежной политики, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта. Тем временем, на вопрос о том, что под этим подразумевается, пресс-секретарь комитета по культуре Лариса Кузьмина, честно ответила корреспонденту «Фонтанки»: «это пока неизвестно». Неизвестно также, станет ли меньше чиновничья надстройка над школами.
Пока все собеседники "Фонтанки" сходились во мнении: закона нет, и комментировать его нельзя. Вот появится - другое дело... Но, даже когда появится, в нем будут лишь основные тенденции и направления, а конкретика - в подзаконных актах, которые принимать будут неизвестно когда... А может, и силы не нужно тратить на его создание, если не могут толком объяснить, зачем он?
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру