Два миллиона вопросов – столько поступило в адрес президента Путина в течение пяти дней, когда шла подготовка к прямому эфиру в режиме «вопрос-ответ» между главой российского государства и народом. Телемост был даже установлен с Крымом. Темы были затронуты разные - от футбола и мобильников до событий в Кондопоге и отношений с Грузией.
У россиян эта передача стала одной из самых популярных. Даже чиновники отвлеклись от важных государственных дел и с ручкой и бумагой прильнули к голубым экранам. Правда, как выяснила «Фонтанка», не все смотрели телевизор. В их число не вошли «рупор» Кремля Михаил Леонтьев. Считавшийся близким другом президента Станислав Еремеев также не смотрел Путина. В пресс-службе лидера СПС Никиты Белых корреспонденту «Фонтанки» также сообщили, что «вождь правых» если смотрел прямой эфир, то не полностью. Депутат Госдумы Александр Невзоров, также не видевший общения Путина с народом, с решительностью в голосе назвал его «все равно великолепным». И так, по мнению Невзорова, «должен считать каждый из россиян».
Уже подмечено, что именно в жанре общения со страной у президента появляются самые неожиданные экспромты. И на этот раз их было достаточно.
Например, в ходе «прямой линии» выяснилось, что Путин никак не может дозвониться до главы Карелии Сергея Катанандова. «Несколько раз пытался связаться с вашим руководителем. Он то в самолете, то в отпуске», - заявил президент, отвечая на вопрос жительницы уже известного на весь мир поселка Кондопога. Кому-то вспомнилась история с генпрокурором, когда Путин ему также не смог дозвониться из-за проблем со связью.
Кстати, что касается связи, то и здесь у Путина большие проблемы. «У меня мобильных телефонов много, но ни один из них не работает. У меня есть другие средства коммуникации, и я ими пользуюсь», - сообщил президент.
Еще один экспромт глава государства выдал под конец подготовленного блица. «Их прислали подглядывать, а они подслушивают», - заявил президент во время прямого эфира о журналистах, которые опубликовали его слова в адрес израильского президента. По его словам, эту шутку он выучил на своей прежней работе. (Напомним: после окончания встречи с Эхудом Ольмертом несколько микрофонов зафиксировали, как Путин назвал президента Израиля «мощным мужиком» за то, что он обвиняется в изнасиловании десяти женщин, и выразил ему свою мужскую зависть).
Оценки опрошенных «Фонтанкой» смотревших диалог с народом, разделились.
«В огороде бузина, а в Киеве дядька». Так ответы на вопросы в ходе «прямой линии» прокомментировала депутат петербургского ЗакСа Наталья Евдокимова. «Хотел - отвечал, не хотел – ушел окольными путями. Например, когда его спрашивали про МРОТ (почему он ниже прожиточного минимума, хотя по законодательству должен быть выше). Вместо конкретного ответа на вопрос Путин начал говорить, что вообще будет переделана система оплаты труда. На вопрос, почему учителям доплачивают, а другим нет, он рассказывал о том, что вообще делается в школах», - заявила Евдокимова. Депутат разочарована, что не было вопросов о правозащитной деятельности и демократии.
А вот вице-губернатор Петербурга Виктор Лобко, наоборот, от увиденного испытал только положительные эмоции. «Россия может гордиться своим президентом», - заявил он корреспонденту «Фонтанки». По мнению Лобко, практически по всем вопросам из всех сфер Путин отвечал доходчиво, убедительно, со знанием жизни. Из этого вице-губернатор сделал вывод, что президент действительно знает жизнь россиян.
Председатель петербургского ЗакСа Вадим Тюльпанов положительно оценил проведение «прямой линии» с президентом Путиным. По словам спикера, если бы депутаты задавали вопрос президенту, то они спросили бы, почему затягивается окончательно принятие закона о второй пенсии для блокадников и будет ли она выплачиваться с 1 января 2007 года. Что им помешало поинтересоваться у главы государства судьбой инициативы, неизвестно.
«Много общих слов и общих положений. Много расплывчатых формулировок. Я не удовлетворен годами президента, я не вижу реальных успехов в экономике и политике». Такую точку зрения высказал правозащитник, экс-депутат Госдумы Юлий Рыбаков. «К сожалению, на вопрос о криминальном беспределе и политических убийствах мы фактически не получили ответа», - заявил он.
А вот заместитель председателя «Российского народно-демократического союза» Ирина Хакамада углядела в «прямой линии» элементы «профессионального пиара», но сумела в их «гуще» выявить, что президент помягчел в отношении к Западу, что не очень популярно в глазах россиян. Вообще, по мнению Хакамады, Путин сделал много непопулярных заявлений: отказался принимать Абхазию и Южную Осетию, высказал мнение, что после развала СССР нужно работать дальше, а не восстанавливать сверхдержаву.
Коллега Хакамады по «либеральному цеху», лидер СПС Никита Белых не смотря на то, что по сообщению его пресс-службы видел общение президента с народом не полностью, оценил его как «ожидаемое». Единственное, что выбивается из общего контекста «ожидаемых фраз» по мнению Белых – это отказ от расширения границ России. Также лидер «правых» ожидал от Путина других слов относительно репрессий в отношении грузин, а также более детальных мер в вопросе борьбы с коррупцией.
Алексей Яушев
Александра Медведева