Проекту стадиона для ФК «Зенит» на Крестовском острове японца Кишо Курокава предрекли скандальное будущее «второй сцены» Мариинки. 27 октября на заседании градостроительного совета петербургские архитекторы оценили доработанный проект Курокавы и пришли к выводу, что «Космический корабль» не выдерживает критики с точки зрения отечественных требований безопасности. В силу этого проект ожидают «большие проблемы» с согласованиями. Кроме того, по мнению членов градсовета, реализация идеи японца однозначно не впишется в 250 миллионов евро (это максимальный лимит финансирования, который установил для конкурсантов Смольный), и стоимость возрастет в два, а то и в три раза. Напомним, сам Курокава первоначально пообещал уложиться в 225 миллионов евро, а на градсовете, доработав проект суперсовременной арены, заявил цифру в 238 миллионов.
Как выяснилось, японец отказался от идеи выдвижного поля. Курокава объяснил это соображениями экономии, которая в этом случае составит 6 миллионов евро. Между тем, по его словам, требованиями FIFA установлено, что стадион не должен иметь искусственного покрытия. Поэтому архитектор предложил делить футбольное поле на небольшие модули (площадью по 2 квадратных метра каждый), которые с помощью специальной техники будут при необходимости выносить со стадиона.
Доработанный проект также предполагает закрытие верхней галереи стеклами, чтобы зимой холодный воздух не проникал на арену. Растапливающую снег раздвижную крышу Курокава хочет организовать в виде «японского веера». В выполненную из прозрачного пластика надувную конструкцию предполагается закачивать воздух, чтобы она открывалась и закрывалась как гармошка.
В планах архитектора провести вокруг стадиона «легкий надземный экспресс», который будет доставлять горожан в разные точки комплекса. Объявляя конкурс, город заранее решил, что главный упор будет сделан на общественный транспорт – вблизи стадиона, рассчитанного на 62 тысячи посетителей, запланировано не более 1700 парковочных мест. Курокава собирается задействовать и причал в расчете на то, что часть людей сможет добираться до Крестовского острова по воде.
Рецензируя проект Курокавы, проигравший архитектурный конкурс архитектор Сергей Шмаков заявил, что впереди у победителя «море проблем»: «Такой стадион должен иметь не менее 12 тысяч парковочных мест, - сказал Шмаков. – Иначе это будет противоречить стандартам FIFA. Но самое главное, что крыша стадиона будет представлять собой опасность, она выглядит слишком хрупко и сомнительно. К тому же, сумма в 250 миллионов евро просто нереальна, на нее невозможно построить такой стадион. Аналогичный проект в Манчестере на 60 тысяч зрителей обошелся в 800 миллионов».
Представитель «Студии-44», бывший глава КГИОПа Никита Явейн возмущался тем, что городу светят огромные затраты на отопление крыши. «Я не представляю, как надо топить кровлю, чтобы на ней не было снега и льда? – вопрошал японца Явейн. – Это же колоссальные расходы!»
А директор проектной компании «Моспроект-4» Андрей Боков (его компания тоже проиграла в архитектурном конкурсе) заявил, что в проекте не предусмотрено двукратное дублирование несущих конструкций на прочность, что повышает риски в случае возникновения террористической угрозы.
В защиту стратегического проекта вступился зампредседателя комитета по инвестициям Николай Асаул, заявивший, что представителям МЧС проект уже показывали, и с их стороны он не вызвал принципиальной критики.
«Ценность этой работы в том, что она летящая, парящая и легкая, - выразил свое мнение глава КГА Александр Викторов. И предупредил, что «нужно серьезно просмотреть все пути эвакуации».
Теперь Курокаве придется продолжать улучшать проект. В конце декабря с ним будет подписан государственный контракт. А ровно через месяц станет известен победитель конкурса на генподряд по проектированию.
Справка:
Архитектурное бюро Kisho Kurokawa architect & associates основано в 1962 году, приняло участие в 38 национальных и международных конкурсах, в 34 из них заняла первые места. По проектам Курокавы в мире построено более 80 объектов. Среди них 2 стадиона в Японии, международный аэропорт в Казахстане, японско-германский центр в Берлине и новое крыло музея Ван Гога в Амстердаме. Стадион для ФК "Зенит" в Петербурге будет строиться за счет налоговых отчислений из бюджета компании "Газпром".
Надежда Владимирова,
Фото Марии Цыганковой,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Стадиона Кирова больше нет
Стадион для "Зенита" должны построить до 15 декабря 2008 года
Стадион Кирова решили расПЯТЬ
Проекты нового стадиона на Крестовском острове выставили на всеобщее обозрение (фото)
Космос как предчувствие УЕФА
Новый стадион «Зенита» растет на глазах