Вокруг транспортной реформы снова вспыхнул скандал. Выигравшие конкурс перевозчики грозят комитету по транспорту судебным иском. Они хотят добиться перераспределения бюджетных субсидий за провоз льготников в свою пользу и лоббируют изменения в закон, ужесточающие наказание для нелегалов на дорогах.
Вокруг транспортной реформы, которую Смольный запустил весной этого года, снова вспыхнул скандал. Выигравшие конкурс на право обслуживать городские автобусные маршруты перевозчики грозят комитету по транспорту судебным иском. Они недовольны распределением бюджетных компенсаций за провоз льготников, пеняя на то, что получающий значительную долю субсидий ГУП «Горэлектротранс» постоянно сокращает количество электротранспорта в городе. И все бы ничего, но чиновники и с «левыми» перевозчиками на маршрутах борются плохо...
О том, что в течение месяца перевозчики направят в Арбитражный суд по Петербургу и Ленобласти иск, сегодня сообщил журналистам председатель правления Ассоциации перевозчиков пассажиров Петербурга Василий Киселев. По его словам, в этом году на погашение расходов за провоз льготников было выделено 1,6 миллиарда рублей, 453 миллиона из которых были распределены между перевозчиками, а оставшаяся часть отправилась в ГУП «Пассажиравтотранс». Победители конкурса заявляют, что терпят убытки, а комитет по транспорту, вопреки обещаниям, за полгода работы реформы так и не смог очистить маршруты от нескольких десятков конкурирующих компаний, которые продолжают возить пассажиров без договора с городом.
Теперь отобранные Смольным «лучшие перевозчики» намерены добиться перераспределения субсидий в свою пользу через суд. Причем перераспределять средства, по мнению представителей Ассоциации, нужно в ущерб ГУП «Горэлектротранс».
«Количество электротранспорта сократилось вдвое, и логично поставить вопрос – куда уходят выделяемые на него деньги? - считает Василий Киселев. - При этом количество автобусных перевозок после проведения конкурса значительно выросло. Мы хотим добиться отмены приказа комитета по транспорту от 2003-го года, в котором указаны размеры распределения средств между «Горэлектротранспортом» и перевозчиками, которые обслуживают социальные автобусные маршруты. Нам бы не пришлось обращаться в суд, если бы город проявил политическую волю и убрал с маршрутов нелегальных перевозчиков, которые пока продолжают нелегально работать. Из-за этого ежедневно мы терпим убытки в размере 3,5 миллиона рублей».
В комитете по транспорту очень удивились информации о готовящемся иске. «Перевозчики получают все деньги, которые положены им по договору, - сказал «Фонтанке» зампредседателя комитета Николай Константинов. – Все суммы выплачиваются, и я не понимаю, о каких дополнительных средствах еще может идти речь».
Пока все усилия чиновников Смольного по недопущению на маршруты участников рынка, не имеющих договора с городом (или с победителями конкурса), не приносят результата. За несколько месяцев работы карающего закона, предписывающего штрафы проигравшим конкурс перевозчикам, чиновники смогли собрать немного. По итогам проверок было инициировано 170 дел об административных нарушениях, а общая сумма наложенных штрафов составила 916 тысяч рублей. Но уплачено из них пока только 11 тысяч. (При том, что за каждое нарушение закон позволяет взимать до 100 тысяч рублей). В комитете по транспорту отсутствие активности мотивируют тем, что закон не позволяет взимать серьезные штрафы с индивидуальных предпринимателей, которые сейчас в основном и обслуживают коммерческие маршруты.
Однако в ближайшее время все может измениться. Как сообщили в Ассоциации перевозчиков, 17 ноября от их имени в законодательное собрание будет направлен проект закона «О внесении дополнений в закон «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге», который предусматривает вменение административной ответственности всем водителям, осуществляющим управление автотранспортным средством, перевозящим пассажиров свыше 8 человек, но не имеющим договора с городом. Если закон будет принят, то количество тех, кому грозят крупные штрафы, возрастет в разы.
«Кто угодно будет сидеть за рулем – частник, не частник – это не важно. Закон позволит исключить оговорку, которая лишает отдельных водителей ответственности. Если он не имеет договор с городом, и при этом перевозит пассажиров по маршрутам наземного городского пассажирского транспорта, то будет платить штраф», - сообщил Василий Киселев.
«У шести выигравших конкурс перевозчиков также нет договора с городом на обслуживание коммерческих маршрутов, как раз по этому поводу мы и ведем с комитетом по транспорту тяжбу в суде, - прокомментировала «Фонтанке» инициативы конкурентов сопредседатель Ассоциации независимых перевозчиков (эти перевозчики проиграли городской конкурс) Татьяна Кутовая. - Поэтому они тоже нарушают закон, и их должны штрафовать также, как и нас. Однако проблема в том, что пока это происходит выборочно».
Сегодня контрольная группа законодательного собрания, рассмотрев вопрос о том, как комитет по транспорту борется с «нелегальными» перевозчиками, признала его работу неэффективной. Депутаты решили обратиться к губернатору, чтобы правительство увеличило количество рабочих групп, проверяющих перевозчиков на дорогах (сейчас три раза в неделю работают четыре таких группы). Результатом этого должно стать увеличение штата комитета по транспорту.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру