Верховный Суд РФ завершил рассмотрение кассационной жалобы осужденных «по делу Шутова» - оставил решение горсуда Петербурга в силе в полном объеме, лишь вернув боевые награды двум осужденным. Этот "жест доброй воли" создает опасную ситуацию, которой адвокаты пообещали воспользоваться в Страсбурге и на заседании президиума Верховного суда.
Верховный Суд РФ завершил четырехдневную эпопею с рассмотрением кассационной жалобы осужденных «по делу Шутова» - оставил решение Городского суда Петербурга в силе в полном объеме, лишь вернув боевые награды двум осужденным. Этот "жест доброй воли" создает опасную ситуацию, которой адвокаты не преминут воспользоваться.
Четыре дня с перерывом на выходные осужденные по «делу Шутова» разнообразили свое времяпрепровождение в стенах «Крестов» просмотром увлекательного видео: трансляции по новехонькой системе ГАС-«Правосудие» заседаний Верховного суда РФ, который рассматривал их кассационные жалобы на приговор городского суда Петербурга. Девять месяцев прошло с того дня, когда Юрий Шутов и ряд его сподвижников услышали из уст судьи Александра Иванова суровый приговор - пожизненное. Девять месяцев питерская Фемида вынашивала зачатый усилиями прокуратуры плод семилетних следственных и судебных отношений, и сегодня он вступил в законную силу: совместная адвокатская попытка сделать «судебный аборт» в кассационной инстанции провалилась.
Пятеро теперь уже окончательно признанных «бандитов» – Юрий Шутов, Айрат Гимранов, Сергей Денисов, Евгений Николаев и Сергей Лагуткин – отправятся в колонии особого режима доживать там свой век. Правда, произойдет это не раньше Нового года – пока определение Верховного Суда будет подготовлено, пока оно поступит в Горсуд, пока его передадут в службу исполнения наказаний... На это уйдет минимум полтора месяца, после чего будет решен вопрос, куда именно направятся осужденные. В России существует только пять колоний для «пожизненных» - «Вологодский пятак», «Белый лебедь» в Пермской области, «Огненная земля» в Свердловской области, колония в Мордовии и Архангельской области. Вот и разошлют, наверное, по одному в каждую, чтобы «больше двух» не собирались.
Что на это ответят в Страсбурге?
После вынесения Верховным судом определения адвокаты осужденных заявили, что намерены обжаловать его в надзорном порядке – в президиуме Верховного суда. Кроме того, адвокаты намерены добиваться справедливости в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Причем все осужденные заявили, что хотят лично присутствовать на заседании президиума. Если им вдруг это разрешат(!), отправка в места не столь отдаленные отложится еще на некоторое время.
А теперь о юридическом казусе. Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» адвокат Айрата Гимранова Светлана Михайлова, Верховный суд вернул Гимранову и Лагуткину награды, которых они были лишены Горсудом Петербурга. А это, как утверждает адвокат, оставляет надежду на пересмотр для них приговора. Дело в том, что лица, награжденные воинскими наградами, не могут быть приговорены к пожизненному. Это – во-первых. А во-вторых, в 2000-м году в течение месяца и двух дней действовала амнистия для награжденных орденами и медалями за боевые заслуги. И Гимранов успел тогда подать аж 5 заявлений с просьбой об амнистии, правда, суды их все отклонили. Верховный суд награды-то вернул, но «прошел мимо» всего остального. Адвокаты намерены исправить это недоразумение.
Сбывшиеся предчувствия
О таких результатах рассмотрения кассации можно было догадаться еще на прошлой неделе, в первый день их рассмотрения, когда адвокат Шутова Елена Северина рассказала корреспонденту «Фонтанки» об отказах в удовлетворении всех заявленных защитой ходатайств. Так, Юрию Шутову Верховный судья отказал в его просьбе о личном присутствии на процессе, и по этому постановлению можно было сделать вывод о тщетности требований Елены Севериной об отмене приговора в связи с рассмотрением в отсутствие подсудимого. Айрату Гимранову было отказано в предоставлении переводчика, и это позволяло предполагать неэффективность обличения первой судебной инстанции в аналогичном отказе.
Оно, впрочем, и понятно: доставлять тяжелобольного человека (каковым Шутов выглядел, по крайней мере, на протяжении всего публичного рассмотрения дела в «Крестах») не только хлопотно, но и чревато осложнениями. К тому же, система электронного правосудия теперь позволяет осужденным воочию наблюдать все, что происходит в далеком московском зале заседаний. Да и Гимранов по-русски говорит достаточно неплохо, так что стремление судейского корпуса сэкономить государственные средства на переводчике с татарского вполне понятны.
Предприятие «Банда Шутова»
Как теперь уже окончательно признала российская Фемида, Юрий Шутов, Айрат Гимранов и Сергей Денисов в 1997-м году создали преступную группировку. При этом Шутов сразу взял на себя роль лидера, а Денисов и Гимранов стали его ближайшими помощниками и занялись подбором персонала на вакансии снайперов, головорезов и спецов взрывного дела. Основной контингент составили недавно отслужившие в рядах ВС РФ молодые люди, прошедшие «горячие точки» и морально готовые к убийствам. С каждым соискателем должности бандита Шутов беседовал лично в собственном офисе на третьем этаже гостиницы «Санкт-Петербург». И вот, когда группа уже насчитывала около десяти человек (суд решил, что это было в феврале 1998-го года), группа начала действовать.
В июле 1998-го года в лесном массиве близ поселка Ленинский местный житель обнаружил в 15 метрах от дороги «во мху под елкой» тело Александра Здобина, который в начале 90-х проходил свидетелем обвинения по уголовному делу в отношении «члена банды» Евгения Николаева. В результате того процесса Николаев 4 года провел в тюрьме, и это, по мнению обвинения, послужило причиной убийства. Здобина отвезли в лес, избили ногами и руками, после чего нанесли множество колотых ранений (предположительно – отверткой и разбитой бутылкой).
9 сентября 1998-го года бизнесмен Дмитрий Тимохин ушел из дома с черным кожаным чемоданом, сказав матери, что вернется через три дня. Его труп с множеством колото-резанных ранений был найден около озера Калкинское Печорского района Псковской области – на месте преступления, которое на следствии указал подсудимый Додонов. Как решил суд, убийство Тимохина и его партнера по бизнесу Алексеева мотивировано тем, что они задолжали Шутову крупную сумму денег и не смогли рассчитаться, так как приобретенная ими под реализацию партия водки была арестована таможенниками.
В августе 1998-го года Шутов принял от неизвестного следствию столичного лица заказ на убийство председателя совета промышленников и предпринимателей Петербурга Дмитрия Филиппова. Гимранов поручил главную роль «испытанному в боях» Сергею Лагуткину. Для убийства был приобретен мотоцикл «Ява-350», на котором переодетый в женщину Лагуткин должен был догнать «Вольво» Филиппова и застрелить его из автомата. Однако убийство пришлось отложить, так как прикрывавший операцию Евгений Николаев обнаружил во дворе дома Филиппова на улице Тверской милицию. После этого Гимранов передал исполнителям новое решение Шутова: взорвать жертву в подъезде дома. Бандит Федоров тайно изготовил бомбу. Бандит Лагуткин установил ее в плафоне над дверью в парадной дома Филиппова и нажал на соответствующую кнопку пульта, когда жертва скрылась внутри. Через три дня Филиппов умер в больнице.
После убийства недовольный полученным гонораром Федоров поссорился с «руководством» и даже собирался покинуть дружный коллектив. За это, как решил суд, в ночь с 5 на 6 ноября Лагуткин, Николаев и Додонов вывезли его на Киевское шоссе в Псковскую область и зарубили топором. А Шутов объявил «сотрудникам», что это - единственно возможный выход из «общего дела».
2006-й год: не все уже живы...
Не все фигуранты «дела Шутова» дожили до 17 февраля 2006-го года и услышали свой приговор. Один из осужденных свой 8-летний «строгач» получил уже посмертно: Виктор Соловцов скончался в «Крестах» в новогодние праздники.
Шутов же, за организацию вышеперечисленных преступлений, а также за подготовку покушения на депутата Государственной Думы РФ Вячеслава Шевченко и за мошенничество с использованием служебного положения приговорен к пожизненному заключению. Такого же наказания «удостоились» Айрат Гимранов и Сергей Денисов, признанные его ближайшими соратниками и непосредственными руководителями большинства преступлений, возглавившими банду после увлечения их лидера городской политикой. Еще два «пожизненных» – у Евгения Николаева и Сергея Лагуткина – за активное участие в банде и непосредственное исполнение убийств. Кроме того, новый Уголовный Кодекс позволил суду лишить Айрата Гимранова ордена Красной Звезды, заслуженного им в Афганистане, а Сергея Лагуткина – медали «За отвагу», полученной в Чечне.
Еще двое подсудимых – Алексей Додонов и Сергей Рогожников – были осуждены за убийства и приговорены к 18 и 10 годам строгого режима соответственно. При этом сравнительная мягкость наказания последнего обусловлена деятельным его раскаянием, выразившемся в активном сотрудничестве со следствием.
Остальные персонажи 65-томного «дела Шутова» получили по 8-9 лет строгого режима (а, учитывая, что они находятся под стражей с 1999-го – 2001-го годов, сидеть им осталось по 1-4 года). Самым небольшим сроком – 7 лет общего режима – «отделался» Александр Голубев, признанный виновным в вооружении банды. При этом ему и еще пятерым осужденным 209-я статья УК РФ («банда») их обвинения была исключена «за непричастностью». Правда, несмотря на то, что арестован он был 5 мая 1999-го года, и, соответственно, за «дело Шутова» ему страдать предстояло считанные месяцы, воля ему до сих пор не «улыбнулась»: он теперь отбывает три года общего режима по приговору одного из районных судов Петербурга.
Павел Горошков,
Светлана Тихомирова
Фонтанка.ру