Сейчас

+12˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+12˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 10

2 м/с, ю-з

762мм

75%

Подробнее

Пробки

2/10

В борьбе с КГБ Георгий Михайлов проиграл КУГИ

382

Георгий Михайлов, создатель и владелец художественной галереи имени себя самого и «Фонда свободного русского современного искусства», может лишиться помещения фонда на Литейном, 53, предоставленного еще Анатолием Собчаком. Последние несколько лет Георгий Михайлов провел в постоянной борьбе с петербургским КУГИ и, как стало известно «Фонтанке», эта борьба близка к окончанию. Мнение КУГИ о том, что у галереи Михайлова нет оснований находиться по указанному адресу, может стать главным фактором, определяющим её бытие.

«Нам оставили небольшой участок помещения, но всячески выживают и оттуда, желая отдать его под коммерческую недвижимость», - сказал нам Михайлов в телефонном разговоре. «Все очень просто – у арендатора, «Фонда современного искусства, 8 августа 2006 года закончился срок аренды. На счетах большая задолженность. КУГИ подыскивает для них такое помещение, которое их бы устроило, и за которое они могли бы платить», - объяснили нам в пресс-службе КУГИ.

«Издеваются они над нами уже полтора года, а не подыскивают помещение. Нам каждый день начисляют аренду в 1100 долларов, и мы сами бы уже хотели оттуда уехать, но предложенное нам распоряжением вице-губернатора Сергея Тарасова помещение через некоторое время забрали назад. Видимо, кто-то из КГБ позвонил...», - весьма эмоционально отреагировал на это заявление сам галерист.

По словам Георгия Михайлова, за последнее время он посмотрел два потенциальных помещения для новой галереи. Одно – спортивн ый зал по адресу Ушинского, 5, но через некоторое время оказалось, что этот зал галерее могут отдать только через год. А выехать с Литейного нужно уже сейчас. Второе в Ковенском переулке, заполненное горячей водой по колено . «Трубы отремонтируете сами», как говорит Михайлов, сказали ему в КУГИ.

«Фонд свободного русского современного искусства» несколько раз пытался привлечь инвесторов для того, чтобы выплачивать аренду. Каждый раз дело заканчивалось судебными разбирательствами. Полтора года назад управляющая компания фонда «Спаси и Сохрани» пыталась открыть в помещении Фонда и галереи кафе, и дело закончилось взаимными обвинениями. Представитель этой компании Николай Невский обвинял Георгия Михайлова в полном беспорядке, царящем в его организации, юридическим языком – «финансово-экономических и правовых нарушениях». Михайлов же был уверен, что Невского ему подсунули (не исключено, что все тем же КГБ) для захвата фонда.

Последний проект – сдать помещения в аренду «Кошкиному дому», «Кодаку» или «Л’Этуаль», закончился судебным иском к Фонду свободного русского современного искусства. Фирмы узнали, что в помещении, в котором они уже начали ремонт, Михайлов продержится лишь несколько месяцев.

«Им сообщили, что помещение уже фактически отдано, и никаких шансов остаться на Литейном нет. Понятно, что мы не можем заплатить долг в 8 миллионов рублей, который нам насчитали, и денег нам взять негде. КУГИ распугивает наших инвесторов, и само создает такую ситуацию, что мы не можем платить за аренду», - говорит Михайлов. По словам руководителя Фонда и галереи, сначала ему неофициально говорили, что на «вкусное» здание по адресу Литейный, 53, претендует АФК «Система», а теперь ходят такие же слухи про ведомство Ильи Клебанова.

«Платить аренду надо вовремя. Мы постоянно идем им навстречу, но когда господин Михайлов возвращается из-за рубежа, то каждый раз по новой начинает свою волну антирепрессивных выступлений», - сказал нам председатель петербургского комитета по культуре Николай Буров, отвечая на вопрос о судьбе галереи Георгия Михайлова.

История известной галереи началась в далеких 70-х. Георгий Михайлов, человек никак не связанный с искусством, талантливый физик и преподаватель, познакомился с не признанными советской властью художниками и стал устраивать их выставки в своей двухкомнатной квартире. Некоторые живописцы, такие как Александр Исачев, прямо в этой квартире и писали картины.

А в 1979 году Михайлов получил 4 года «за спекуляцию». Их он провел от звонка до звонка на Колыме, но мировое сообщество было шокировано даже не этим, а решением советского суда об уничтожении «улик» - 363 картин. 31 из них даже успели уничтожить, прежде чем, под влиянием общественности, это решение было «смягчено». После отсидки на воле Михайлов провел всего 2 года. В 1985-м он снова получил срок, на этот раз шесть лет, но в лагерь отправиться не успел. После того, как за будущего галериста у Михаила Горбачева попросил лично президент Франции Миттеран, его отпустили, и дали возможность (вместе с несколькими сотнями картин) выехать из СССР.

С 1987 по 1989 годы выставки этих картин прошли в Европе и Америке, неизменно вызывая большой зрительский интерес. В 1989 году Михайлов был реабилитирован решением Верховного суда. 24 августа 1989 года созданный им в Мюнхене «Фонд свободного русского современного искусства» официально зарегистрирован в Ленинграде, а в 1991 году Анатолий Собчак предоставил для этого фонда помещение на Литейном, 53. С тех пор там систематически проходят выставки петербургских художников. Но спокойной жизни в Петербурге не получилось и после падения СССР. В конце 90-х произошла очень темная история с «вооруженным захватом» помещения и вывозом части картин, с которой разбирался Сергей Степашин (в то время он руководил МВД). Затем начались бесконечные войны с городскими комитетами.

По поводу Георгия Михайлова, его фонда и галереи есть разные мнения. Многие отмечают скандальный характер галериста. Михайлов успел поссориться даже с теми, кто поддерживал его в 70-е и 80-е. Один из известных художников его поколения (пожелавший, чтобы мы «не упоминали его фамилию рядом с Михайловым»), заявил нам что, по его мнению, Георгий Михайлов думает о КГБ больше, чем давно не существующее КГБ о нем, а нынешняя михайловская галерея ничто иное как «склад очень плохих картин - торговец автомобильными запчастями не может быть галеристом». Может быть, в михайловском фонде и галерее не все (мягко говоря) в порядке с юридической стороной дела, но искусство там есть и искусство уникальное. Решая проблему с помещениями для галереи, администрация на самом деле решает вопрос, нужно ли городу уникальное искусство.

Михаил Гончаров
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close