Петербургский Дом книги сегодня вернулся в дом Зингера на Невском. Днем новое помещение осмотрели руководство города и высокий гость из Москвы - глава Счетной Палаты Сергей Степашин. На празднике он присутствовал как глава российского книжного союза. Отреставрированное здание чиновникам понравилось, а вот корреспонденту "Фонтанки" показалось, что Дом книги за время вынужденных скитаний потерял свою ауру.
Сегодня в Доме Зингера на Невском вновь открылся Дом книги. Первых покупателей пустили сюда в 17-00. На торжественном мероприятии присутствовало всё руководство города. Прибыл и высокий гость из Москвы - глава Счетной Палаты Сергей Степашин. Однако на празднике он присутствовал как глава российского книжного союза. Выступивший на церемонии спикер петербургского парламента Вадим Тюльпанов предположил, что после открытия в Петербурге Дома книги у России снова есть шанс стать самой читающей страной. Сейчас это звание находится «во временном пользовании» у Индии.
Валентина Матвиенко выразила восхищение увиденным и рассказала, что выполнить данное предвыборное обещание ей было трудно, но она очень счастлива, что это удалось, в том числе и благодаря помощи культурной общественности. Культурная общественность на импровизированной трибуне в Доме книги была представлена писателем Даниилом Граниным, заявившим, что губернатор Петербурга не только прелестная женщина, но и человек, который «почти всегда держит своё слово». «Почему это почти?» - возмутилась Валентина Матвиенко. Торжественной церемонии этот шутливый инцидент не испортил.
Враждебные силы
Сергей Степашин в своем выступлении рассказал, что борьба за Дом книги велась даже не в интересах бизнеса («бизнес у нас управляем», считаетСтепашин), а в интересах неких «определенных сил». Уже после официальной церемонии открытия в беседе с корреспондентом «Фонтанки» он назвал эти силы – по его мнению, это «бывшее руководство города». По словам Степашина, был такой момент, когда с 98-процентной уверенностью можно было сказать – никакого книжного магазина в Доме книги не будет. Чтобы переломить ситуацию, пришлось подключать к решению вопроса даже самого президента Путина.
Несмотря на то, что за вторым входом в Дом книги теперь расположится бизнес-центр, сам книжный магазин действительно увеличился больше чем в два раза. Под книги приспособили цокольный этаж, в котором когда-то был книжный склад (теперь складов в самом здании на Невском не будет), и на уровне всех трех этажей застроили бывший внутренний двор. В залах установлена информационная система, которая позволяет с помощью компьютеров выяснить, есть ли в продаже нужная книга и даже узнать, на какой полке она стоит (правда терминалов, как показалось, маловато).
На первом этаже открылось небольшое интернет-кафе (4 терминала), где посетители Дома книги смогут в качестве бонуса за покупку получить бесплатное время для работы в интернете. На втором этаже тоже небольшое кафе с видом на Казанский собор, где можно, не покупая, почитать книги. В будущем в этом кафе планируется проводить литературные встречи. Выглядит все это очень красиво, но вот аура старого Дома книги после реставрации исчезла, и это непривычно.
В Доме Книги сейчас находится 80 тысяч наименований книг. «Думаю, что в пять часов их все сметут», - сказал нашему корреспонденту председатель петербургского Комитета по культуре Николай Буров.
Напомним, что в здании Дома Зингера разместилась принадлежащая городу торговая фирма «Дом книги», для которой будет действовать льготная арендная ставка в 700 долларов за 1 квадратный метр в год. Эксперты называют такие ставки победой администрации, ведь Петербургское агентство недвижимости (ПАН), вложившее в реконструкцию исторического здания 45 миллионов долларов, хотело брать с книготорговцев 1000-1800 долларов за 1 квадратный метр в год.
Книжные битвы
Напомним, скандал вокруг реконструкции Дома книги разгорелся еще в конце 90-х годов. 3 июля 1998 года несколько деятелей культуры Петербурга обратились к губернатору с открытым письмом «Защитим Дом книги!». Поводом для беспокойства стали планы ПАНа после реконструкции открыть на Невском, 28, мультимедийный центр. Кирилл Лавров, Борис Стругацкий, Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин и другие высказали опасение, что после завершения ремонта произойдет замена книжной продукции более выгодными для торговли товарами. В 2004 году ПАН все же начало реконструкцию здания, а Дом книги переехал на Невский, 62. Одним из условий арендного договора ПАН с КУГИ было предоставление площадей в субаренду Дому книги, но компания хотела открыть торговый центр товаров класса люкс.
В сентябре, когда первая очередь реконструкции Дома Зингера была завершена, кроме ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги», находящейся в собственности города, появилось и ООО «Санкт-Петербургский Дом книги», учрежденное агентством недвижимости ПАН. Эксперты полагали, что новая компания появилась специально для того, чтобы развивать под ее маркой книжный бизнес в историческом здании. Таким образом, завет губернатора о сохранении статуса Дома Зингера как книжного магазина формально был бы выполнен. При этом городской Дом книги, временно переехавший на Невский, 62 (с этим зданием у города также связаны большие планы), вполне мог остаться без крыши над головой.
Ажиотаж вокруг будущего открытия Дома Зингера усугубили заявления руководства ПАН, опубликованные в ряде петербургских СМИ. В беседе с журналистами представители ПАНа обмолвились о некоем тендере по выбору субарендатора обновленных площадей, который агентство якобы намерен проводить. Не исключено, что, если бы такой тендер состоялся, в нем победил бы совсем не городской «Дом книги», который, кстати, обладает правом субаренды большей части помещений особняка до 2047-го года.
В октябре этого года скандал разгорелся с новой силой - руководитель проекта «Дом Зингера» ПАН Александр Кузнецов заявил, что компания может приобрести 49% акций ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский дом книги». Однако город все же смог отстоять здание. Под давлением администрации Петербурга и, как выяснилось, президента Путина, ПАН решило отвести книжной торговле 2800 квадратных метров на цокольном и двух первых этажах здания. Это в два раза больше, чем ранее – до 2004 года торговая площадь, отданная под книжную торговлю, составляла 1300 квадратных метров.
Мария Цыганкова,
Михаил Гончаров,
фото Валентина Илюшина
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Дом книги получил Дом Зингера в льготную аренду
Городской Дом книги уступят «ПАНу»
Дом Зингера уже почти Дом книги