Правительство Санкт-Петербурга издало документ, регламентирующий продажу эротических изданий. В качестве основного требования к точкам продажи «клубнички» в постановлении указывается наличие торгового зала. Но это не значит, что журналы будут продаваться «везде и всюду».
Правительство Санкт-Петербурга разрешило продажу эротических изданий в торговых залах. Такое постановление губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подписала 20 ноября, а через несколько дней оно было внесено в реестр нормативных правовых актов. Согласно тексту документа, «розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается в помещениях, расположенных в объектах стационарной торговой сети, имеющих торговые залы и осуществляющих розничную продажу продукции эротического характера».
Напомним, что по закону РФ «О средствах массовой информации» розничная продажа продукции эротических СМИ разрешается только в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией. Такой список впервые был утвержден мэром Санкт-Петербурга в 1993 году и формально действовал до 25 октября 2006 года, когда был признан утратившим силу.
Несмотря на явную тавтологию («розничная продажа продукции ... эротического характера, допускается в помещениях», ... «осуществляющих розничную продажу продукции эротического характера»), постановление предъявляет единственное требование к точкам продажи «клубнички» – наличие торгового зала. То есть это лишает возможности легально распространять эротические журналы практически все сети киосков («Роспечать», «Петропечать», «Метропресс» и др.). Из специализированных сетей можно выделить только мини-магазины «Первая полоса» (один из таких залов находится в вестибюле метро «Невский проспект»). Кроме того, сохранились также несколько магазинов сети «Союзпечать» (один из них, в частности, расположен на улице Маяковского).
С другой стороны, постановление не ограничивает круг распространителей эротики торговыми точками, специализирующимися на продаже газет и журналов. А, значит, ее могут продавать любые компании и предприниматели, имеющие торговый зал, – от булочных и продовольственных магазинов (хотя бы в «Пятерочке»), до салона аудио- видеопродукции, секс-шопов и супермаркетов типа «Лента», «О’ Кей» и т.д. Но продавец обязан соблюдать другие ограничения, например, сами издания должны быть запечатаны в прозрачную упаковку (во избежание возможности несовершеннолетних детей посмотреть картинки «на халяву»).
Противники такой политики могут утверждать, что это нарушает требования федерального законодательства, т.к. торговый зал супермаркета явно не является помещением, специально предназначенным для продажи эротических СМИ. Но подобная трактовка закона позволит продавать «клубничку» даже в специальных магазинах, где есть и неэротические газеты и журналы.
Павел Нетупский, специально для Фонтанки.ру