Двое из пяти нацболов, прорвавшихся 22 ноября на заседание петербургского Законодательного собрания, взяты под стражу. Постановлением дежурного судьи Октябрьского федерального суда Адмиралтейского района Петербурга Юрия Шишкина удовлетворено ходатайство районной прокуратуры об избрании Сергею Чекунову и Михаилу Башину меры пресечения в виде ареста. Таким образом, в Петербурге фактически появились первые политзаключенные, посаженные в Кресты за публичное выражение своих политических взглядов.
Трое других «лимоновцев», принявших участие в громкой антипарламентской акции – Евгений Павленко, Андрей Милюк и Константин Мусатов - в настоящее время находятся в бегах. По всей видимости, они вряд ли надумают сдаться на милость правосудия – ведь последние события показали, что милосердие ему не свойственно.
Пять лет тюрьмы за пять минут свободы?
Одним из доводов в пользу ареста стало письмо депутатов ЗакСа о возбуждении уголовного дела в отношении пяти национал-большевиков. Можно предположить, что столь строгое решение суда – это мера устрашения по принципу «чтобы другим не повадно было». По словам депутата ЗакСа Сергея Гуляева (кстати, не подписавшего злополучное письмо), Чекунов и Башин намерены опротестовать меру пресечения в городском суде, а сам парламентарий планирует в ближайшее время собрать подписи своих коллег под другим посланием - ходатайством об избрании иной меры пресечения.
Согласно прокурорскому ходатайству, Чекунов и Башин подозреваются, во-первых, в «применении насилия к представителю власти» (статья 318 УК РФ), а во-вторых, в «оскорблении представителя власти» (статья 319 УК РФ). Под насилием в отношении представителя власти подразумевается «толчок в грудь» милиционера Матаева, «проворонившего» проникновение нацболов в зал. Человека в погонах то ли Чекунов, то ли Башин якобы толкнули в грудь, «причинив физическую боль». Правда, как сообщила «Фонтанке» защищающая интересы Чекунова адвокат Елена Шестакова, на очной ставке, проводившейся для выяснения, чей же именно толчок причинил физическую боль представителю власти, милиционер признал, что ни один, ни второй арестованный его не толкали.
Под оскорбленными представителями власти прокуратура подразумевает спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова, а также «других депутатов», в адрес которых якобы выкрикивались оскорбления «в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей». Нацболы при этом утверждают, что никого не оскорбляли. Однако ни эти доводы, ни доводы о том, что оба подозреваемых не имеют судимостей, а Чекунов к тому же имеет задолженность по учебе, которую необходимо устранить, на суд действия не возымели. Зато суд учел, что Башин и Чекунов подозреваются в совершении преступления, предусматривающего наказание вплоть до пяти лет лишения свободы, к тому же состоят в «неформальной организации экстремистского толка», а соответственно, имеют «устойчивые связи в сфере асоциально настроенной молодежи».
Напомним, что вменяемые нацболам события случились 22 ноября около 11 утра. В зал заседаний Законодательного собрания прорвались пятеро активистов НБП (Евгений Павленко, Михаил Башин, Сергей Чекунов, Андрей Милюк и Константин Мусатов), которые разбросали листовки и стали выкрикивать: «Такой ЗакС - позор для города!» Один из парней развернул флаг НБП и попытался прорваться к трибуне. В листовках содержались требования проведения честных выборов в парламент, введения моратория на уплотнительную застройку, повышения надбавок бюджетникам и пенсионерам и замораживание цен на транспортные и коммунальные услуги. Сразу же после этого инцидента среди депутатов парламента начали собирать подписи под обращением о возбуждении уголовного дела в отношении возмутителей спокойствия.
Кресты не поставят на нацболах крест
Решение суда, отправившее нацболов в Кресты, вызвало неоднозначную реакцию в общественно-политической среде.
По мнению руководителя движения «Наши» в Санкт-Петербурге Леонида Курзы, заключение под стражу - это слишком суровая мера в отношении нацболов, организовавших протестную акцию на заседании ЗакСа. В то же время Курза надеется, что суд руководствовался не волей депутатов, собиравших подписи за возбуждение уголовного дела, а законом.
По мнению бывшего заместителя начальника отдела по неформальным молодежным движениям Центра профилактики безнадзорности и наркозависимости Сергея Баркана (напомним, его национал-большевики обвиняют в пытках в отношении своих соратников), если суд вынес такое решение, учитывая социальную опасность «лимоновской» акции, значит, оно было адекватным. «Но мне сложно комментировать решение суда, так как я не видел материалов дела», - отметил Баркан.
«Я считаю, что они допустили проступок, но за это должны были понести лишь административную ответственность. Наказание, выбранное судом, считаю слишком суровым и жестоким», - заявил депутат ЗакСа Михаил Амосов, отметив, что он готов ходатайствовать или поручиться в отношении национал-большевиков, но ему нужно посоветоваться с юристами в отношении этой процедуры. «Правда, в свое время я поручался за Ходорковского, но это, как известно, ему не помогло...», – отметил депутат.
Координатор «Молодой гвардии – Петроград» Сергей Костюнин отметил, что НБП – это чистой воды виртуальная организация, которая не преследует никакой цели. Она делает нестандартные ходы, которые привлекают молодежь определенного социального слоя. По мнению Костюнина, их акция в ЗакСе по сути бестолковая - в ней не было никакого смысла. «Фактически нацболы хотят сформировать новый класс политкаторжан», - отметил Костюнин.
По мнению депутата ЗакСа Терентия Мещерякова, «мы живем в правовом государстве, и если было решение суда, значит – оно адекватно».
«Это полный беспредел. По надуманным основаниям молодых парней обвинили в причастности к некой экстремистской организации, название которой следователь сказать не мог. Ребята и так отсидели административный срок, хотя я считаю, что они могли отделаться только штрафом», - отметил депутат ЗакСа Сергей Гуляев, присутствовавший при рассмотрении дела нацболов.
Алексей Яушев,
Павел Горошков,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Как попасть в ЗакС с помощью чая