Нацбол Константин Мусатов не стал третьим «политзеком» Петербурга. Суд отпустил его под подписку о невыезде. Двое его товарищей по ноябрьской акции в ЗакСе сейчас на свободе, а двое – в «Крестах». Несмотря на просьбу об освобождении, которую послали прокурору «единороссы». Те самые, которые и породили первых «политзаключенных».
Третий «политзек» в Петербурге пока не появился. Метивший на эту почетную роль Константин Мусатов, один из нацболов, сорвавших заседание ЗакСа 22 ноября, в Кресты не едет. Постановлением Ленинского федерального суда Адмиралтейского района он был выпущен вечером 25 декабря под подписку о невыезде по ходатайству его адвоката Ольги Цейтлиной. Из пятерых участников акции двое – Евгений Павленко и Андрей Милюк – сейчас на свободе. А еще двое их товарищей – Сергей Чекунов и Михаил Башин – сидят в «Крестах». Правда, по словам руководителя нацболов Андрея Дмитриева, другие сидельцы к ним относятся с пониманием и уважением.
«Спокойная жизнь» Мусатова продолжалась ровно месяц. Его задержали 22 дкабря около деканата в Государственной медицинской академии имени Мечникова, где он учится. Сначала отвезли во второй отдел милиции, а затем на заседание суда, где должно было рассматриваться дело об административном правонарушении. Однако на заседание не смогла прийти адвокат Мусатова Елена Шестакова, поэтому мировой судья Фурманова отложила заседание до понедельника и отпустила Мусатова. Но милиционеры задержали его и вновь отправили во второе отделение. По словам Андрея Дмитриева, повторный арест Мусатова сотрудники правоохранительных органов объяснили тем, что он находится в розыске по уголовному делу.
Сегодня суд, наконец, состоялся. Как рассказала другая адвокат нацбола Ольга Цейтлина, прокуратура ходатайствовала о взятии Мусатова под стражу, так как он подозревается в «преступлении, несущем большую общественную опасность», может скрыться от следствия и скрывался до задержания, а также состоит в организации экстремистского толка и имеет возможность влиять на ход следствия. Защита же настаивала на том, что арест является чрезмерной мерой для подзащитного, так как он не скрывался от следствия. Как отметила Цейтлина, он даже не знал, что был объявлен в розыск, и никаких повесток не получал. Судьям предъявили положительную характеристику с места учебы; заявление ряда депутатов ЗакСа, которые просили не арестовывать устроивших акцию нацболов; заявление горкома КПРФ с просьбой учесть политический характер дела. В итоге суд признал доводы обвинения необоснованными и постановил отпустить подозреваемого под подписку о невыезде. Кроме того, по словам адвоката, у Константина уже истек 48-часовой срок административного задержания. Фактически его задержали 22 декабря в здании Академии, а протокол был составлен 23 декабря в отделе милиции. Причем в протоколе записано, что Мусатов был задержан прямо в отделе милиции, что, по словам Цейтлиной, совершенно абсурдно.
Напомним, 22 ноября около 11 утра в зал заседаний Законодательного собрания прорвались пятеро активистов НБП (Евгений Павленко, Михаил Башин, Сергей Чекунов, Андрей Милюк и Константин Мусатов), которые разбросали листовки и стали выкрикивать: «Такой ЗакС – позор для города!» Один из парней развернул флаг НБП и попытался прорваться к трибуне. Листовки призывали к проведению честных выборов в парламент, введению моратория на уплотнительную застройку, повышению надбавок бюджетникам и пенсионерам и к замораживанию цен на транспортные и коммунальные услуги.
Судьба участников акции сложилась по-разному. Меньше всего повезло Сергею Чекунову и Михаилу Башину, которые сейчас в «Крестах»: Октябрьский федеральный суд удовлетворил ходатайство районной прокуратуры об избрании для них меры пресечения в виде ареста. Согласно прокурорскому ходатайству, Чекунов и Башин подозреваются, во-первых, в «применении насилия к представителю власти» (статья 318 УК РФ), а во-вторых, в «оскорблении представителя власти» (статья 319 УК РФ). Под насилием в отношении представителя власти подразумевается «толчок в грудь» милиционера Матаева, «проворонившего» проникновение нацболов в зал. Человека в погонах то ли Чекунов, то ли Башин якобы толкнули в грудь, «причинив физическую боль». Правда, как сообщила «Фонтанке» защищающая интересы Чекунова адвокат Елена Шестакова, на очной ставке, проводившейся для выяснения, чей же именно толчок причинил физическую боль представителю власти, милиционер признал, что ни один, ни второй арестованный его не толкали.
Под оскорбленными представителями власти прокуратура подразумевает депутатов, в адрес которых якобы выкрикивались оскорбления «в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей». Нацболы при этом утверждают, что никого не оскорбляли. Однако ни эти доводы, ни доводы о том, что оба подозреваемых не имеют судимостей, на суд действия не возымели. Зато суд учел, что Башин и Чекунов подозреваются в совершении преступления, предусматривающего наказание вплоть до пяти лет лишения свободы, к тому же состоят в «неформальной организации экстремистского толка».
Зато именно эти два парня снискали славу первых «политических заключенных Петербурга». Ведь такие суровые меры по отношению к нарушителям были предприняты именно по просьбе депутатов ЗакСа из фракции «Единая Россия»: они направили письмо о возбуждении уголовного дела в отношении пяти национал-большевиков. Правда, через некоторое время парламентарии сменили гнев на милось и выступили в защиту нацболов – направили прокурору города Сергею Зайцеву письмо с просьбой освободить из-под стражи Сергея Чекунова и Михаила Башина.
«Несмотря на то, что фракция «Единая Россия» не разделяет политическую позицию НБП и используемые этой организацией методы работы, мы категорически отрицаем использование методов уголовного преследования граждан за их политические взгляды, – говорится в заявлении. – Мы обращаемся к следствию с просьбой учесть все смягчающие обстоятельства дела, в том числе отсутствие у обвиняемых криминального прошлого и невысокую степень общественной опасности совершенного деяния. Полагаем, что еще не поздно пересмотреть позицию представителей прокуратуры Адмиралтейского района Петербурга и смягчить избранную меру пресечения. А также изменить квалификацию совершенного представителями НБП деяния с уголовного преступления на административное правонарушение», – говорится в обращении «единороссов». Впрочем, местопребывание Чекунова и Башина пока остается прежним...
Павел Горошков,
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру