Скандальная история с кражей экспонатов из Эрмитажа под Новый год приобрела неожиданный поворот – Генеральная прокуратура заявила о передаче в суд дела Николая Завадского, тогда как другое, получившее название «основного», продолжает расследоваться: следствие ищет неизвестных, причастных к «краже века».
На юридическом языке передача дела Николая Завадского в суд означает, что материалы в отношении него были выделены в отдельное производство. Как сообщает Генпрокуратура, Николай Завадский был признан причастным к хищению 77 предметов из Русского отдела Эрмитажа. Его дело передано в Дзержинский районный суд Петербурга для рассмотрения по существу.
По словам адвоката Николая Завадского-старшего, ничего странного в том, что дело разделили, нет: Николай Генрихович пусть отвечает «за свое», другие – за все остальное. Завадскому-старшему вменили, «что могли». То есть то, в чем он сам сознался.
Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» компетентный источник, быстрая передача дела в суд (а с момента начала его расследования прошло лишь четыре месяца) вызывает некоторые сомнения в качестве следствия. Было бы интересно узнать, например, проверено ли наличие или отсутствие у обвиняемого банковских счетов в других странах? По некоторым данным, этот вопрос отработан не был. Достаточно ли проверены возможные связи подсудимого? Ну, и, наконец, очень любопытно узнать, какие перспективы есть у установления и нахождения тех самых «неизвестных лиц», дело в отношении которых продолжает расследовать Генпрокуратура? Ведь фактически с самого начала заявлялось, что круг всех «причастных» был установлен, но потом сузился до одного человека – Николая Завадского-старшего. Супруга Николая Завадского – бывшая хранительница Эрмитажа Лариса Завадская – скончалась еще во время проверки фондов. Их сын Николай, на которого также пало подозрение, задерживался, но вскоре был отпущен – подозрения с него сняты. Антиквар Максим Шепель и вовсе оказался безвинно пострадавшим. А в отношении преподавателя СПбГУ Ивана Соболева дело прекратили, хотя и за истечением сроков давности.
Напомним, что дело о краже из Эрмитажа (когда в ходе плановой ревизии обнаружилось отсутствие сначала 221-го экспоната, а потом и еще 5), прогремело на всю страну. Президент поручил создать к сентябрю специальную комиссию для проверки музеев страны. Однако вот уже и конец года, а о комиссии ничего не слышно…Это, похоже, - уже интрига следующего года.
Из числа похищенного в Эрмитаже был найден 31 экспонат. Осталось установить местонахождение еще 195…
А вот, казалось бы, навсегда утраченный Эрмитажем «Бассейн в гареме» Жана Леона Жерома скоро вернется в музей. Росохранкультура подтвердила: изуродованное полотно, переданное 20 декабря в приемную КПРФ в Госдуме, - подлинное. Напомним, что картина французского художника Жерома «Бассейн в гареме» была украдена 22 марта 2001 года из зала импрессионистов: злоумышленники вырезали ее из подрамника. 4 апреля были задержаны первые подозреваемые, а в августе того же года в рамках расследования похищения картины была задержана группа граждан Эстонии. Тогда, еще будучи начальником управления уголовного розыска ГУВД Петербурга, Владислав Пиотровский заявил, что эти люди попали в поле зрения правоохранительных органов в связи с тем, что пытались изготовить копию этого полотна. Однако оригинал картины тогда найден не был.
Наталья Иванова, Фонтанка.ру