Сейчас

-3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-3˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как -6

3 м/с, с-з

759мм

79%

Подробнее

Пробки

4/10

«Византийские эмали» улетели в форточку

707
ПоделитьсяПоделиться

Наступивший год подложил очередную «свинью» культурному сообществу Петербурга. Из филиала Библиотеки Академии наук похищена ценная книга конца 19 века – «Византийские эмали» Никодима Кондакова. Шкаф, где находилось издание, не был взломан, и другие редкие книги остались на месте, что позволяет заподозрить в причастности к краже сотрудников БАН.

Наступивший год подложил очередную «свинью» культурному сообществу Петербурга. Из филиала Библиотеки Академии наук похищена ценная книга конца 19 века – «Византийские эмали», написанная знатоком византийского и древнерусского искусства, членом Академии наук Петербурга Никодимом Кондаковым. Шкаф, в котором находилось издание, не был взломан, и другие редкие книги, выставленные в нем, не были похищены, что позволяет полагать, что к краже могут быть причастны «знающие» люди, возможно, и сотрудники БАН.

Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» директор Библиотеки Академии наук Валерий Леонов, пропажу раритета обнаружил заведующий филиалом библиотеки, расположенной в здании бывшего археологического института на Дворцовой набережной, 18. Сейчас в здании находится Институт истории материальной культуры. Заведующий, придя на работу 3 января, увидел, что в помещении на третьем этаже открыты шкаф, форточка, а на сукне, покрывавшем стол у окна, остался след ботинка. Но это оказалось «цветочками»: из открытого шкафа пропала ценная книга.

Так как здание находится на реконструкции и закрыто лесами, то сотрудники библиотеки предположили, что злоумышленник мог забраться на третий этаж по ним. По словам Леонова, шкаф был открыт ключом, а не взломан. Ключ от шкафа был у заведующего библиотеки в столе в кабинете. При проверке выяснилось, что он находится на месте, в специальной коробке, куда вернул его злоумышленник. А вот бутылку спиртного со стола он забрал.

Заведующий вызвал на место сотрудников милиции. Прибывшие в библиотеку сотрудники «антикварного» отдела ГУВД Петербурга и области провели осмотр, зафиксировали след на столе, а также взяли отпечатки пальцев у всех сотрудников учреждения.

В Библиотеке Академии наук отмечают, что похищенные «Византийские эмали» не единственный экземпляр книги Кондакова в библиотеке, так как он являлся членом Академии наук. Копии похищенной книги, по словам директора библиотеки, хранятся и в отделе редкой книги, и в основном фонде. Саму книгу в силу ее специфичности выдавали читателям не более 1-3 раз в год. В последний раз, по словам Леонова, она была представлена публике в апреле прошлого года на конференции «Славяно-русское ювелирное дело», которая проходила в Институте материальной культуры. Оценить стоимость пропавшей книги директор библиотеки затруднился, отметив только, что цена издания, определяемая библиотекой, в несколько раз отличается о той, которая может быть.

Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в институте, где расположена библиотека, всего «Византийские эмали» были выпущены тиражом 600 экземпляров: 200 – на французском, 200 - на немецком и 200 – на русском языке. Каждая книга именная. Та, что была похищена, принадлежала известному археологу 19 века барону Тизенгаузену.

Также в институте отметили, что на одном из последних мировых аукционов подобная книга была продана более чем за 4 миллиона рублей. Научной ценности, по мнению сотрудников института, книга не представляла. Она была интересна как некий исторический казус: в этой книге Кондаков «дал маху» и написал о некой коллекции, экспонаты которой уже после выхода книги были признаны фальшивыми. Эта «ошибка», кстати, придает изданию «изюминку», что и увеличивает ее стоимость.

Имя Кондакова известно только в узких кругах. Профессор Никодим Кондаков родился 1(13) ноября 1844 года в деревне Халань Новооскольского уезда Курской губернии. Всю свою жизнь Кондаков занимался историей византийского и древнерусского искусства. В 1893 году он становится действительным членом Петербургской Академии художеств, а в 1898 году его принимают в академию Петербургской Академии наук. Кондаков преподавал в университетах в Одессе (1870-88), Петербурге (1888-1917). С 1920 года жил за рубежом, с 1922 года преподавал в университете в Праге. Разработал иконографический метод изучения памятников искусства, анализировал преимущественно их типологические особенности, а также бытовые, культурные и политические причины, вызывавшие эти особенности.

Валерий Леонов отметил, что сам шкаф с книгами не был поставлен на сигнализацию, однако прошедшая в октябре прошлого года проверка Росохранкультуры не выявила никаких нарушений, в том числе и в области охраны объектов. По словам пресс-секретаря управления Росохранкультуры по Северо-Западу Александра Никандрова, никаких плановых проверок управление в библиотеке в минувшем году не проводило, однако, он не исключает, что такая проверка могла быть проведена комиссией федерального управления. Никандров также отметил, что сообщение о пропаже книги, прошедшее в СМИ, в управлении восприняли как сигнал и в ближайшее время Росохранкультура будет заниматься проверкой данного факта.

В библиотеке с сожалением отмечают, что не исключают возможности того, что к пропаже редкой книги мог быть причастен кто-то из сотрудников. В пользу этого факта говорит и то, что о существовании этой книги мало кто знал в самой библиотеке, а о том, где она находится, знало еще меньше людей. Читатели отмечают, что «с улицы» в эту библиотеку попасть было очень сложно – нужно собрать кучу справок, чтобы получить разрешение на чтение книг.

Очередной скандал с пропажей раритета вновь даст повод общественности и чиновникам говорить о том, что музеи, библиотеки да и государство не могут обеспечить достойную охрану исторических и культурных ценностей. После того, как в ходе проверки фондов Русского отдела Эрмитажа было обнаружено отсутствие 226 экспонатов (кстати, ряд из них – это именно эмали), в стране был поднят вопрос о создании национальной программы сохранения культурных ценностей. Тогда же руководители ведущих музеев страны заговорили и о том, что музеи должны сами разобраться в ситуации и выработать способы противостояния давлению со стороны различных структур.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал кражу в своем музее – «ударом в спину» всему музейному сообществу – особенно накануне обсуждения законодательных инициатив об автономных учреждениях, которые направлены на переквалификацию муниципальных и государственных учреждений в коммерческие организации, которые государство может потом бросить «на произвол» самостийности. Боятся музейщики и новых поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, благодаря которым, по их мнению, станет возможным приватизация и музеев, и музейных ценностей.

В целом, очередная пропажа показала, что воз и ныне там. И что шум, поднявшийся вокруг Эрмитажа, так никого ничему и не научил – ни государство, обещавшее проверить свои «закрома» и следить за их сохранностью, ни музеи и библиотеки, где вопрос охраны раритетов по-прежнему не решен.

Татьяна Востроилова,
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру

С подробной хронологией краж из петербургских библиотек можно ознакомиться здесь.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close