Нефть и газ уже второй год подряд становятся для России предметом политического торга. Не успев толком разобраться с прошлогодним газовым конфликтом с Украиной, в этом году наша страна поссорилась с соседним государством – Белоруссией. В ответ на повышение Россией цен на газ и введение таможенных пошлин на нефть, которую Белоруссия перепродает на запад, Лукашенко сам установил некую «таможенную пошлину» на транзитную нефть вдобавок к российской плате за транзит. Наши власти, опасаясь воровства, перекрыли вентиль и оставили пол-Европы без «черного золота». И если еще совсем недавно шли разговоры о завершении переговоров по созданию союзного государства, то после экономических разборок об этом могут забыть еще лет «на …дцать».
С 1 января 2007 года Россия по принципу «все равны» ввела пошлину на поставки нефти для Белоруссии в размере 180,7 доллара за тонну. Свое решение российская сторона объяснила тем, что Беларусь расторгла межправительственное соглашение, по которому 85% пошлины на экспорт, в частности, нефтепродуктов, произведенных в Беларуси из российского сырья, должны быть зачислены в российский бюджет, и лишь 15% - в бюджет Беларуси. Ранее, по оценке различных экспертов, Россия ежегодно недополучала до 4 миллиардов долларов. Видимо, это недоразумение наши власти решили исправить. И получили ответный удар - правительство «батьки» тут же ввело таможенную пошлину на всю транзитную нефть в размере 45 долларов за тонну. Дальше – больше. Руководство «Транснефти», государственной компании, которая контролирует российские нефтепроводы, заявило, что платить Белоруссии не будет. «Транснефть» остановила транспортировку нефти в Европу по нефтепроводу "Дружба", мотивировав этот шаг незаконным отбором нефти соседом. Словакия, Польша, Венгрия и Германия озабочены, но до паники пока далеко, так как запасов у этих стран хватит в среднем на 80-90 дней.
Позицию российских поставщиков и властей понять можно – ну не хотят они субсидировать другую страну! Не первый день Россия идет по курсу позиционирования себя как независимой энергетической державы. Еще год назад в рамках создания ЕврАзЭС участники сообщества как будто отгородились от Европы и всего остального мира, подчеркивая собственную независимость и зависимость сообщества от них. Тогда президент Белоруссии Александр Лукашенко, как председательствующий в сообществе, подчеркнул, что оно должно доказать миру, что является мощной структурой, имеющей серьезную перспективу. Это было после конфликта с транзитом газа в Европу через Украину. Сегодня, когда возникли подобные, только уже нефтяные проблемы, Лукашенко заговорил по-другому. Ведь поставки российской нефти в Европу по нефтепроводу возможны только через территорию Белоруссии. Хотя, в принципе, Россия может поставлять нефть в Европу и морским путем – например, через нефтетерминалы в Ленобласти - в Высоцке и Приморске. Но, во-первых, это не так выгодно, а во-вторых, мощности портов не рассчитаны на полноценную замену трубопровода «Дружба»: Приморск с начала года уже «задыхается».
По оценке наблюдателей, нефтяной конфликт всего лишь следствие… А причина – стремление отдалить разрешение вопроса о создании союзного государства, переговоры по которому ведутся не первый год. Тормозится процесс белорусской стороной. С 1999 года, когда Россия и Беларусь подписали документ о создании Союзного государства, российская нефть, как и другая продукция, поставлялась соседям беспошлинно и соответственно стоила потребителям (нефтеперерабатывающим заводам) дешевле. Но с тех пор прошло уже восемь лет, а «государство» так и не создано. Нам, видимо, ждать затяжного разрешения вопроса уже надоело. Вопрос, возможно, был поставлен ребром, ответа на него не последовало и как мера – санкции экономического характера. Мол, если вы наши – мы вам отпускаем нефть по льготным ценам. Если играете в независимость – платите так же, как и все.
«Это дефицит мудрости», - отмечают петербургские политики. Многие из них убеждены в том, что сами граждане как западной части России, так и постсоветского пространства как никогда хотят жить едино. А вот верхушке Белоруссии это может быть не выгодно. При этом льготы от большого брата получать хочется, как и прежде. «Впереди посевной период, а тракторам нужно пахать на дешевом топливе», - считают петербургские эксперты.
Другой вопрос – как нефтяная история ударит по имиджу России на Западе. Пока симпатии Европы на стороне России, так как на Западе платят рыночно, а Лукашенко - «плохой парень». Тем не менее, этот конфликт как и любой другой, не выгоден России, которую могут после парочки подобных инцидентов перестать воспринимать как надежного партнера. Мол, разборки – разборками, а результат остается негативным. Рейтинговое агентство Fitch уже объявило, что если поставки нефти не возобновятся в ближайшее время, то оно пересмотрит рейтинги компаний нефтегазового сектора.
«Хотя демонстративная дружба кончилась, для нынешней власти выгодно поскорее разрешить конфликт и сохранить лицо, - рассуждает Михаил Бакулев, эксперт инвестиционной компании Advanced Research. – Вероятно, российская пошлина будет снижена, а «Батька» получит отсрочку в ее оплате на неопределенный срок. Что касается белорусской транзитной пошлины, то это ноу-хау, такой дополнительной дани нигде в мире нет».
Что будет дальше? Кто-то считает, что Лукашенко, в конце концов, все спишет на технические сбои, скажет Европе, что нефть не пропала, а забункерована и обязательства перед Западом будут выполнены. «Вызывают сожаление биографии некоторых белорусских чиновников, которые станут жертвами разбора полетов», – считают эксперты в Петербурге. По их мнению, на всю ситуацию, так же, как и год назад в истории с Украиной, немало влияют США, которым не выгодно позволять России развернуться по полной на постсоветском и европейском пространстве в виде энергетического рычага влияния.
Что Россия может сделать? Братьев, пошедших неверной дорогой, можно наказать торговым эмбарго. Уже в конце декабря Россия официально приостановила импорт сахара из Белоруссии. По мясу, молочным продуктами мы экспортируем львиную долю. Но маловероятно, что наша страна пойдет на такой непопулярный шаг. Сам по себе конфликт вызвал недоумение как в нашей стране, так и на постсоветстком пространстве. Ведь поставки нефти на Запад ни разу не прерывались, даже в смутные годы перестройки. СССР, а затем Россия всегда считались стабильным поставщиком. Теперь такая репутация рискует быть испорченной. Когда ежегодно случаются нефтегазовые скандалы, российским нефтяным компаниям сложно позиционировать себя как образец надежности.
Георгий Карчик,
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
Поделиться