Сейчас

-5˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-5˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -8

1 м/с, с-в

746мм

91%

Подробнее

Пробки

3/10

Русо туристо – лохо гаранто

258

Более чем 450 российских туристов были вынуждены встретить Рождество в аэропорту Хургады – самолет сломался, пришлось ждать более 15 часов. Предъявить претензии будет трудно – с Нового года государство прекратило контроль рынка туруслуг. Лицензирование этого вида деятельности отменили, а новый закон, регулирующий рынок, так и не приняли.

Более чем 450 российских туристов были вынуждены встретить Рождество в тесном аэропорту Хургады – самолет компании-перевозчика «Трансаэро» сломался, а других пришлось ждать более 15 часов. В гостиницы заложников ситуации никто не разместил, да и сухой паек выдали только спустя довольно длительное время. Предъявить претензии в таком случае будет затруднительно – ведь с Нового года государство прекратило контроль рынка туристических услуг. Лицензирование этого вида деятельности отменили, а новый закон о финансовых гарантиях и иных мерах допуска туроператоров и агентов на этот рынок так и не приняли.

Закон об отмене лицензий для туроператорской и турагентской деятельности вступил в силу с 1 января. Вместо них предлагалось ввести обязательную регистрацию (соответствующее свидетельство практически ничем не отличается от лицензии), а также систему финансовых гарантий.

Но пока соответствующий закон еще не принят – рассмотрение его в третьем чтении намечено только на 12 января. Можно только гадать, когда он будет одобрен Советом Федерации, подписан главой государства, официально опубликован и вступит в силу. Кроме того, даже после этого необходимо предоставить правительству срок для принятия необходимых подзаконных актов, а участникам рынка некоторый разумный период для оформления новых документов. В итоге в течение 2007 года (в лучшем случае) рынок туризма останется без государственного надзора, а сами туристы – без необходимой защиты от лохотрона.

Рога за копыта не отвечают

Рассматриваемый законопроект вызвал много нареканий. Хотя он предъявляет к туроператору всего два требования. Самое главное – финансовая гарантия от 1 до 10 миллиона рублей. Она предоставляется банком или страховой компанией. Эта сумма будет выплачиваться «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств перед туристом».

Финансовые гарантии должны обеспечить ответственность туроператора. Причем согласно последней редакции законопроекта, банк или страховая компания будут выплачивать компенсацию с согласия самой турфирмы или по судебному решению. Между тем, в большинстве иностранных государств (в частности, Европейского союза) финансовые гарантии защищают туриста в случае банкротства турфирмы. В российском законе предлагается малопонятная формулировка – неисполнение обязательств. «Случаев нарушения договора может быть множество, начиная от неработающего кондиционера в гостиничном номере и заканчивая полной невозможностью оказания туристских услуг по вине туроператора либо по независящим от него обстоятельствам (форс-мажор и т.д.), – рассуждает заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы Юрий Барзыкин. – Легализация столь широкого применения финансовой гарантии может создать благоприятную почву для злоупотребления правом со стороны недобросовестных туроператоров. А это приведет к прямо противоположным целям, нежели к тем, которые декларируются при принятии законопроекта».

С ним солидарен и Общественно-консультативный совет при Федеральной антимонопольной службе, который обсуждал этот вопрос 15 ноября прошлого года: «Предложенные законопроектом механизмы реализации финансовых гарантий на практике не позволят защитить права потребителей, а в некоторых случаях усложнят возможность получения потребителем компенсации или сделают ее невозможной».

Причем речь идет о новой редакции спорной статьи, предусматривающей получение гарантии только банка или страховой компании, то есть контролируемых финансовых структур. В первоначальном варианте это не конкретизировалось: ООО «Турфирма «Рога» могла предъявить поручительство на 10 миллионов рублей от аналогичного ООО «Гарант «Копыта».

Усы, лапы, хвост – вот и все документы

Вводятся также квалификационные требования к руководителю турфирмы и гидам: они должны иметь среднее или высшее профессиональное образование. Директор – трехлетний стаж работы в сфере туризма, а гид (экскурсовод, гид-переводчик) пройти соответствующую аттестацию. Сейчас требования к уровню персонала еще выше: лицензию может получить только компания, не менее 30 процентов работников которой имеют высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в этой сфере не менее пяти лет. Кроме того, по действующему законодательству, каждые три года работники обязаны проходить курс повышения квалификации.

Не понятна и судьба туристических агентств. Согласно законопроекту, «порядок оказания услуг турагентами определяется правительством России». Пока не оглашен даже проект этих правил. На сегодняшний день агентства должны иметь лицензии, доказать квалификацию персонала и т.д. С 2007 года заключать договора в статусе турагента может любое юридическое лицо или частный предприниматель.

Но именно туристические агентства заключают договор с туристом и несут ответственность. Если в каком-нибудь турецком или французском отеле «русо туристо» плохо кормили, не работал тот же кондиционер или были иные нарушения, официальная претензия должна быть предъявлена той компании, которая заключала договор с туристом, то есть агентству. А его деятельность с 1 января вообще не регулируется. Теоретически можно попробовать судиться и напрямую с туроператором, но тогда последний вправе заявить, что вообще не давал никаких обязательств по тому же кондиционеру – предъявляйте иск агентству. Круг замкнулся…

Новый закон угрожает и законопослушным агентствам. Из-за изменения понятийного аппарата, компания, которая, например, бронирует отель и авиабилет, формирует туристический продукт, считается уже не агентом, а оператором. То есть должна получать финансовые гарантии и выполнять другие условия.

Потребитель всегда не прав

Модернизация туристического законодательства, возможно, позволит исправить явные ляпы. Например, туристу дается только 20 дней с момента возвращения на предъявление претензии, а всем другим потребителям – два года.

Еще большую опасность для туриста несет норма о порядке расторжения договора как в действующей, так и в предлагаемой редакции закона. Так, любая сторона может это сделать в связи с существенным изменением обстоятельств, например, в случае ухудшения условий путешествия или изменения сроков. И при этом возврат денег осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. То есть вы заплатили за двухнедельный тур, допустим, в Турцию с 1 августа, а вам предлагают поехать в сентябре. Не устраивает? – Вернем деньги. Но только треть, так как мы потратились на бронирование отеля, чартер и т.д. «Возложение на туристов неблагоприятных последствий сопряженной с риском деятельности туроператоров и турагентов необоснованно», – считает заместитель начальника правового управления Госдумы Марина Ласточкина.

Сейчас все вывешенные на сайтах фирм лицензии – пустые бумажки. По словам представителей туристических агентств, новогодние и каникулярные туры показали низкий уровень профессиональной подготовки гидов, а иногда и откровенное шарлатанство многих операторов. А это серьезно отразилось на качестве. Сейчас, когда из-за несогласованности законодательства турпутевки может продавать любой желающий, путешественники остаются без какой-либо защиты.

Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close