Вступающий в силу с 1 июня закон, регулирующий туристическую деятельность, предоставит путешественникам не только финансовые, но и правовые гарантии. В последний момент в спорный документ внесли поправки, существенно улучшающие положение туристов. В некоторых случаях клиент сможет отказаться от поездки и вернуть все уплаченные за путевку деньги, а договор теперь будет заключаться только с туроператорами, а не фиктивными посредниками.
Первоначально законопроект предусматривал введение только финансовых гарантий. Это, как уже писала «Фонтанка», мало что давало туристам. Ведь договора обычно заключаются с турагентствами, деятельность которых с 1 января вообще не регулируется. Многие другие нормы позволяли турфирмам уклоняться от ответственности.
Главный по тарелочкам
С 1 июня любой договор турист будет заключать с только с туроператором. Агентства, которые сейчас сами продают туры и к которым в конфликтной ситуации турист должен предъявлять иск, становятся лишь представителями оператора. В итоге формируется четкая структура оказания услуг, в которой главную роль играет туроператор. Он продает тур, выполняет работы, несет ответственность. Даже за действия (бездействие), совершенные его турагентами.
Государство берет на себя контроль за деятельностью операторов, отпуская агентства в абсолютно свободное плавание. Туроператор должен быть включен в реестр, иметь сотрудников, подтвердивших требуемую квалификацию, а также предоставить банковскую гарантию или договор страхования. Финансовое обеспечение для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, составит 5 млн рублей, а с 1 июня 2008 года – 10 млн. Если оператор уклоняется от возмещения нанесенного ущерба, то турист может обратиться напрямую к гаранту или страховщику. Закон даже предусматривает возможность предъявления судебных исков сразу к двум ответчикам – турфирме и страховщику (гаранту).
В новой редакции закона вводится также понятие «существенные нарушения условий договора о реализации туристского продукта». Таким нарушением считается неисполнение обязательств по оказанию услуг по перевозке и(или) размещению, а также наличие в туристском продукте существенных недостатков. То есть если туристу не предоставили гостиницу, то нарушение считается существенным, а если дали номер с грязным бельем или в трехзвездочном отеле вместо «Хилтона» – доказывайте, что вы «в значительной степени лишаетесь того, на что были вправе рассчитывать при заключении договора». Степень «значительности» определять будет суд. На несущественные нарушения финансовое обеспечение не распространяется. Равно как и на выплату морального вреда. То есть эти убытки можно будет взыскать, но только с оператора.
А нам не страшен вал девятый
Как и сейчас, стороны договора (клиент и продавец) вправе будут расторгнуть договор в случае существенного изменения обстоятельств, например, из-за непредвиденного роста транспортных тарифов или невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Но из новой редакции исключен пункт, позволяющий турфирме удержать фактические затраты. А значит – в случае, например, изменения даты вылета по инициативе самого оператора, турист вправе расторгнуть договор и потребовать вернуть полную стоимость тура.
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) уполномочено объявлять отдельные страны и территории «зоной повышенного риска». Такие заявления делались и раньше, например, после катастрофического цунами в Таиланде. Однако для туристических фирм оные сообщения не имели никакого значения: не хотите рисковать – сидите дома, забудьте про путевки. Некоторые фирмы вернули деньги за вычетом уже перечисленных отелям и авиакомпаниям средств. С 1 июня в случае официального объявления страны «зоной повышенного риска» турист может расторгнуть договор и вернуть общую стоимость путевки.
«ВИМ-Авиа» опасна для вашего здоровья
В начале января сообщения о проблемах российских туристов уступали место разве что новостям о нефтегазовом конфликте России с Белоруссией. В Египте застряло 450 туристов, еще несколько сотен – в Италии. Некоторые депутаты ссылались на эти факты как на доказательство необходимости ужесточения требований к туроператорам.
Однако от подобных ситуаций принятый закон не защищает. Весь чаще всего перелет не является частью тура, а заключаемый с туристом договор предусматривает лишь обязанность турфирму купить авиабилет. Недовольным качеством перевозки путешественникам предлагают предъявлять претензии авиакомпании. А ответственность последней предусмотрена Воздушным кодексом РФ – 25 рублей за каждый час задержки. И только в том случае, если перевозчик не докажет, что просрочка произошла из-за необходимости устранения неисправности воздушного судна или иных форс-мажорных обстоятельств.
Еще в менее защищенной ситуации остаются пассажиры чартерных рейсов. По действующим правилам, утвержденным еще Министерством гражданской авиации СССР, согласие пассажира следовать чартерным рейсом рассматривается как его согласие со всеми условиями договора фрахтования, независимо от того, заключен этот договор непосредственно с пассажиром или с иным лицом. То есть, получая билет, каждый турист подписывается под неизвестными условиями. В мае 2006 года Верховный суд России признал эту норму законной (см. здесь), так как она «не содержит запрета пассажиру получить информацию об условиях осуществления рейса воздушного судна, выполняемого в соответствии с договором фрахтования». Этим же решением суд признал незаконным ограничение ответственности перевозчика.
В прошлом году Федеральное агентство воздушного транспорта представило список десяти самых непунктуальных авиакомпаний России. Они чаще других задерживают чартерные рейсы, обрекая клиентов на массу неудобств. К счастью для петербуржцев, ни «Пулково», ни ГТК «Россия» не вошли в этот «черный список». Зато второе место заняла компания «ВИМ-Авиа», которая иногда сутками «планово» держит туристов. Зарегистрированная в Санкт-Петербурге компания «Трансаэро», оскандалившаяся уже в этом году, попала на шестое место.
Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру
Поделиться