Правительство Петербурга определило виды работ, которые должны выполняться предприятиями транспортной отрасли даже во время забастовки. В список не попал городской транспорт – автобусы, троллейбусы и трамваи, которые могут сократить объемы перевозок более чем в пять раз. Протестующие работники дорожных служб обязаны продолжить работать.
Правительство Санкт-Петербурга определило виды работ, которые должны выполняться предприятиями транспортной отрасли даже в случае проведения забастовки. В гарантированный список не попал городской транспорт – автобусы, троллейбусы и трамваи могут сократить объемы перевозок более чем в пять раз. А вот протестующие работники дорожных служб обязаны будут продолжить расчищать улицы от гололеда.
Признавая право работников за забастовку, Трудовой кодекс РФ предусматривает специальные ограничения. Предприятия, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, должны продолжать работать. Например, нельзя в одночасье объявить забастовку операторам атомной станции, медикам «Скорой помощи», пожарникам, служащим МЧС и т.д. Определяют списки федеральные ведомства, а субъект Федерации их уточняет – утверждает свой Региональный перечень минимума необходимых работ.
В отношении работников транспорта соответствующий приказ Министерство издало еще два года назад, но только 23 января 2007 года правительство Санкт-Петербурга определило, как надо перевозить пассажиров и грузы в случае объявления забастовки водителями автобусов или трамваев, машинистами метро, пилотами самолетов, матросам кораблей и т.д.
Согласно региональному перечню, перевозки городским пассажирским транспортом (автобусами, трамваями, троллейбусами, метро) могут быть сокращены до 20 процентов от объема государственного заказа. Кроме того, работники, например, трамвайного парка могут вообще прекратить работу, если докажут, что есть альтернативный перевозчик на тех же маршрутах.
Дорожные и коммунальные службы, забыв о трудовых спорах, должны обеспечить безопасность движения – устранять дефекты и бороться с последствиями бесхозяйственности и зимы. Авиадиспетчеры лишены права на забастовку, а пилоты уже взлетевших самолетов не вправе прекращать работу до посадки. Такие же требования предъявлены к работникам внутреннего водного и морского транспорта, а водители междугородних автобусов обязаны до начала забастовки довезти пассажиров в пункт назначения. Обязаны работать и грузовые автотранспортные предприятия, обеспечивающие деятельность учреждений здравоохранения и доставку питания в детские учреждения. Не имеют права бастовать работники заводов, на которых ремонтируются корабли Военно-Морского флота.
Кто и как должен работать уже в конкретной ситуации будут договариваться забастовочный комитет и работодатель (руководство метрополитена, авиакомпании и т.д.). О предупредительной часовой забастовке работодатель должен быть уведомлен не менее чем за три дня, о длительной – за десять. В течение этого периода стороны с участием районной администрации будут формировать список остающихся на работе. Если конфликтующие не найдут компромисса в этом вопросе, спор разрешает Комитет по транспорту Санкт-Петербурга – такие права ему делегировало городское правительство.
При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной, а работники привлечены к дисциплинарной ответственности. Работодатель вправе взыскать с забастовочного комитета также все причиненные убытки (включая упущенную выгоду).
Трудовой кодекс РФ действует уже почти пять лет, а федеральные ведомства утвердили соответствующие списки для 17 отраслей. Но только сейчас правительство Санкт-Петербурга определило региональный минимум.
Антон Одынец,
специально для «Фонтанка.ру»