ЦИК не восстановила партию «Яблоко» на выборах депутатов в ЗакС Петербурга. Не хватило всего 36 «отбитых» подписей. Оставшиеся участники избирательной гонки в растерянности. «Закон есть закон», – говорят одни. «Не знаю даже, что сказать», – недоумевают другие. А лидер петербургского отделения партии Максим Резник утверждает: «Это заказное политическое убийство».
Центральная избирательная комиссия не восстановила партию «Яблоко» на выборах депутатов в ЗакС Петербурга. Оставшиеся участники избирательной гонки в растерянности. «Закон есть закон», – говорят одни. «Не знаю даже, что сказать», – недоумевают другие. «Это заказное политическое убийство», – утверждает лидер петербургского отделения партии Максим Резник. До преодоления порога «Яблоку» не хватило всего 36 «отбитых» подписей.
После отказа городской комиссии в регистрации партии кто-то говорил о двойных стандартах, кто-то – о несправедливости, кто-то – о произволе властей. А кто-то цинично комментировал заявления о сожалении: «Им так жаль падения «Яблока», что о восстановлении партии они будут сожалеть еще больше». По всей видимости, кто-то все-таки лукавил: или те, кто принимал городской закон, ужесточающий процедуры прохождения барьеров избирательного процесса, или те, кто диктовал его исполнение. Многие надеялись на заседание ЦИКа. Представители «партии власти» даже выступали с заявлениями о необходимости восстановить своих оппонентов. Ведь не зря накануне, в день жеребьевки, на которой распределялись места партий в избирательном бюллетене, сам начальник питерского штаба «Единой России» Александр Зарагацкий призывал ГИК не торопиться и подождать с жеребьевкой до субботы.
Напомним, что изначально горизбирком Петербурга признал недействительными 13,24% подписей в пользу «Яблока». Партия «отбила» 3% «брака», и недействительными были признаны только 11% подписей. Сегодня осталось 10,38% – всего каких-то 36 подписей. Партию не восстановили. Хотя процент «брака» существенно снизили.
Почему не восстановили «Яблоко»? Такой вопрос мы решили задать представителям различных политических партий. СПС считает, что несовершенен закон, представители ЛДПР говорят о госзаказе и сожалеют о том, что в ЗакСе не будет таких профессионалов, как Амосов и Евдокимова. И предлагают снять вдогонку еще и КПРФ. Коммунисты считают, что идти «Яблоку» надо было не в ЦИК, а в суд, потому что в комиссии проверять подписи не стали бы. Эсеры опять назвали решение комиссии несправедливым, а «Патриоты» снова вспомнили о том, как им самим было тяжело доказывать правомерность своих подписей. А кто-то считает, что настоящие причины заключаются в другом: партия «Яблоко» не отказалась от проведения референдума по поводу строительства «Газпром-Сити» и включила в список двух людей – регионального лидера партии Максима Резника и депутата ЗакСа Сергея Гуляева. И оба этих сюжета очень сильно не нравятся одному-единственному человеку.
«Не знаю, чем руководствовалась Центральная избирательная комиссия, но, видимо, нарушения действительно были серьезными. Наверное, их восстановление было бы противозаконным. Больше никак не могу этого объяснить. Было бы можно – восстановили бы. Уж слишком много просьб было. Слишком многие поддерживали», – считает представитель Смольного в ЗакСе Михаил Бродский.
«Закон есть закон. Хороший или плохой, но он есть. Хотя несовершенство избирательного законодательства очевидно», – заявил председатель питерского отделения СПС Станислав Еремеев. По его мнению, неправильно, что «старейшая демократическая петербургская организация оказывается вне избирательного процесса». Необходимо менять законодательство и убирать процедуру сдачи-проверки подписей, считает Еремеев. Во-первых, потому что многие партии используют эту процедуру для того, чтобы с нуля развернуть агитацию. Во-вторых, потому что часть горожан лишается своего представительства в городском парламенте.
Трудно комментировать позицию московских членов избирательной комиссии, отметил лидер петербургского отделения «Справедливой России» Олег Нилов. «У них меньше информации, больше давления материалами, изображенными на бумаге, нежели возможности что-то видеть между строк. Формальный подход становится основным. Думая о букве закона, никто уже не вдумывается в его дух. Поборники закона являются защитниками чего угодно, но не справедливости».
А вот коммунист Владимир Федоров был уверен в том, что все так и закончится: «Я еще вчера Резнику сказал, что их не восстановят. Что, ЦИК будет проверять подписи? Им сразу надо было идти в суд, – считает Федоров. – Мы много говорим о демократии. Но ее у нас нет. Это же безобразие, когда сначала партии нужно с трудом зарегистрироваться, а потом еще и доказывать такими сложными процедурами, что партия легитимна для участия на выборах. Да и потом барьер высокий, то есть если за тебя проголосовало больше 7 процентов – все нормально, а если 6,99 процентов – нас это не интересует».
«Да это госзаказ, в первую очередь, городской», – раскрыл «страшную тайну» депутат ЗакСа Владимир Белозерских. «Я скорблю вместе со всем демократическим сообществом Петербурга», – заявил он и тут же предложил снять еще кого-нибудь. Например, КПРФ.
Лидер петербургского списка «Патриотов России» Юрий Савельев, узнав, что «Яблоку» не хватило всего 36 подписей, выразил недоумение: «Нет у меня комментариев». И вспомнил, что к «Патриотам» при проверке подписей были предъявлены «такие придирки, что уму не постижимо». Хотя, по его мнению, «Яблоко» сняли не специально. По его словам, 2007 год достаточно специфический – когда руководство страны ощущает давление со стороны Европы и США с претензиями об ограничении демократии. «Исполнительная власть заинтересована в том, чтобы такие партии были представлены в политическом спектре, однако требования к ней были излишне высоки», – считает Савельев.
«Потому что это заказное политическое убийство, – не задумываясь, заявил Максим Резник. Его эмоциональную реакцию понять можно: «Исполнители известны, а кто заказчик – нет. Возможно, он коллективный. Но что я могу сказать точно: заказчик действовал с особым цинизмом. Если из-за 36 подписей партию не пускают на выборы, то любой нормальный человек не может этого не понять – вопрос не политический».
«Да им просто не хватило действительных подписей. Это точно. Были бы другие мотивы, им бы снизили количество «брака» и не зарегистрировали. Но там никак не получалось еще уменьшить количество недействительных подписей», – считает зампред ГИК Дмитрий Краснянский, который присутствовал в ЦИК.
«Все знают, что мы действительно реально собирали подписи», – не раз говорили активисты партии. Похоже, что на самом деле, это никого не волновало. «Яблочникам» остается надеяться только на суд. Так что если партия восстановится, например, к 10 марта, все скажут, что демократия в стране все-таки есть. Однако может возникнуть проблема с самим обращением в судебные инстанции. Срок обжалования решения ГИКа – всего 10 дней. И он истек 6 февраля. Тем не менее один из заявителей, депутат Госдумы Сергей Попов утверждает, что может найти пути выхода даже из такой сложной юридической коллизии, и в понедельник «Яблоко» все равно обратится в суд.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру