Пятничным вечером в «Юбилейном» выступали лучшие из лучших. По крайней мере, по мнению слушателей «Нашего радио». На этот раз участниками итогового фестиваля «Чартова дюжина» стали «Алиса», «Король и шут», «Пилот», «Кукрыниксы» и две еще недавно неформатные для этого радио группы – «Мельница» и «Пелагея».
Пятничным вечером в ДС «Юбилейный» выступали лучшие из лучших. По крайней мере, лучшие, по мнению слушателей «Нашего радио». Ведь именно по продолжительности пребывания на верхних строчках хит-парада этой радиостанции выбирались участники итогового фестиваля «Чартова дюжина» (в третий раз проходящего в Петербурге). На этот раз места на сцене «Юбилейного» заработали «Алиса», «Король и шут», «Пилот», «Кукрыниксы» и две в недавнем времени совсем неформатные для этого радио группы – «Мельница» и «Пелагея».
Кажется, что для таких мэтров русского рока уже давно не должно быть важно, на каком месте его песня в хит-параде. «Я не думаю, что мне когда-нибудь будет все равно. Более того, я думаю, что люди, говорящие, что им все равно, – они кривят душой. Конечно, приятно. Любому художнику нравится, когда признают его картину. Но я бы сформулировал так: это приятно, но не важно», - сказал нашему корреспонденту лидер «Пилота» Илья Черт. Кстати, про сам фестиваль Илья сказал, что это хорошая возможность пообщаться с друзьями-музыкантами из других групп. И для него совсем не важно, чтобы эти группы были «топовыми».
Общение действительно происходило. Например, на глазах нашего корреспондента два музыканта из двух совсем разных стилистически групп придумали совместный проект. Правда, очень просили не анонсировать его раньше времени. И, что любопытно, сами выступающие на «Чартовой» рокеры слушали друг друга с видимым интересом.
Первыми на сцену вышли «Алиса» и Константин Кинчев. Признаюсь, давненько не слышал «Алису» вживую и поразился драйву и качеству. То, что у Кинчева сейчас в голове, может быть и спорным, но вот играть рок он не разучился – это, мне кажется, бесспорно. В коротком выступлении («мэтры» получили по полчаса, «молодежь» по 20 минут времени) «Алиса» успела и исполнить «Моё поколение», и напомнить про Русь, и посвятить Цою перепевку «Песни без слов», и поговорить о тех, кто уже не с нами. А под конец и одному известному коллеге по цеху досталось - «Не помню точно, но кто-то сказал, будто rock-n-roll - это он. И я решил поставить вопрос: а кто тогда мы?». Сразу вспомнилась пикировка Кинчева с Цоем времен «Все говорят, что мы вместе. Но не многие знают в каком».
Удивительно, но околофолкеры «Пелагея» и «Мельница» смотрелись в компании русских рокеров вполне органично. Конечно, никто не устраивал под их выступления такую «рок-дискотеку», как под «КиШа», но принимали тепло. Пелагея Ханова призналась публике, что, как она думает, голосовали слушатели не за её группу. Голосовали они за песню давно ушедшей от нас Янки Дягилевой, которую она осмелилась перепеть. Но дальнейшее выступление показало, что народу понравился не только кавер Янки. И фолк-вариации на тему Pink Floyd, и разухабистые «Валенки» принимали не хуже. «Никакие иностранцы-засранцы не заставят нас забыть, что мы русские, самый замечательный народ», - патриотично сообщила Пелагея публике.
«Как думаете, почему слушатели «Нашего радио» вдруг стали голосовать за фолк-рок, да еще с женским вокалом?» – спросили перед выступлением у лидера группы «Мельница» Натальи О’Шей, также известной как Хелависа. «Так соскучился народ по красоте – по красивой музыке, по красивым женщинам на рок-сцене», - скромно ответила Хелависа. Ну что ж, во время выступления «Мельницы» на сцене действительно было красиво. А в историю сиё действо войдет «премьерой» первой в России кельтской электро-арфы, появившейся в и так богатом инструментарии московских фолк-рокеров.
Доказать, что с женщинами на сцене веселее, решил «Пилот». Илья Черт сотоварищи взялся повторить эксперимент, устроенный недавно на концерте, посвященном десятилетию группы. Там к «Пилоту» приходили друзья-музыканты и пели вместе с питерской группой её песни. Одним из гостей была как раз вокалистка «Мельницы». На «Чартовой дюжине» этот «номер» решили повторить. Получилось вполне роково. Хотя и без Хелависы на выступлении «Пилота» было совсем не скучно.
Кстати, приятно, что организаторы фестиваля не забыли про умершего недавно автора текстов «Наутилуса Помпилиуса» Илью Кормильцева. В его память был показан фрагмент одного из старинных концертов «Наутилуса».
И, заключая, выскажусь по теме, которую уже две недели обсуждают в интернете и о которой, конечно же, активно говорили в кулуарах «Юбилейного». Обсуждали конфликт «Нашего» с рок-певицей Ольгой Арефьевой. Для тех, кто не знает, вкратце суть дела. «Наше Радио» предложило Ольге побыть ведущей передачи «Звездная смена», в которой звезды ставят свои любимые песни. Ольга радостно составила список своих любимых песен, но почти ни одну из них «Наше Радио» поставить не согласилось – не формат. Оказывается, выбирать любимые песни нужно было из ротации «Нашего». Арефьева возмутилась в своем блоге, спровоцировав большую информационную бурю.
Так вот, формат это плохо. Создание музыки с лейблом «рок» под козыревскую копирку это еще хуже (возможно, даже хуже, чем «попса»). Но радио уже давно такая же индустрия, как и телевидение. Падение рейтинга – потеря денег. И если его руководство четко знает, какую-музыку оно хочет слышать в эфире (и особенно – какую хочет слушатель), с какой стати оно должно заниматься благотворительностью и просветительством (если оно не государственное, конечно)? Желающие слышать другую музыку имеют полное право создать свое радио – разве не так? В конце концов группы, избранные слушателями в 2006 году, впечатление «продавшихся формату» не оставляют. Хотя вы можете со мной и не согласиться…
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру