Шумиха вокруг запретов на мигалки и спецномера создала у рядового петербуржца впечатление, что справедливость на дорогах восторжествовала. «Фонтанка» ответственно заявляет: это не так. В Петербурге депутаты и чиновники выкрутились из ситуации. Не без помощи руководства ГИБДД, конечно же.
Снять мигалки и флажки! Такая вводная поступила работникам исполнительной и законодательной власти с самого что ни на есть верха. Они приложились к фуражке и выполнили. В свойственной им манере. А вот петербургским депутатам и руководителям комитетов Смольного «нарядить» свой автотранспорт «хорошими» сериями не удалось. Впрочем, похоже, им и так не плохо живется.
Федералы заменили флажковые автомобильные номера на обыкновенные. Но особой серии. Так на автомобилях депутатов главной партии страны красуется серия «Е-РЕ», которую уже расшифровали как «Единая Россия Едет». Вместо триколоров машины администрации президента нацепили серию А---МР 97 и А---ОО 77, а депутаты - С-ОО 77 и М-ОО 77. Все бы хорошо, вот только номера с цифрами региона 77 уже давно не выдаются в Москве, видимо, «блатные» номера специально были «подморожены» до поры до времени.
Всегда приятно, когда кого-то лишают преимущества, это создает иллюзию, пусть и временную, что кого-то из верхов «опустили», что не может не радовать обывателя. Но – не в случае с петербургскими депутатами и их поведением на дорогах. Шумиха в СМИ о предстоящем равенстве на дорогах не стоила выеденного яйца. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в УГИБДД, «страждущим» нашли способ помочь – не серией, так хорошими номерными цифрами. Так, исключительные личности в городе на Неве теперь могут использовать такие серии, как 00, 555, 069 и другие, по которым издалека можно определить: едут не простые смертные. С сопровождением по улицам Петербурга теперь имеют право ездить только три человека: губернаторы Петербурга и Ленинградской области и полномочный представитель президента в СЗФО. После директивы федерального центра чиновники сняли и флаги с номерных знаков с номером региона. Так, на «Мерседесе» главы города раньше был знак «078», у спикера городского парламента красовались федеральные номера «178», теперь можно увидеть цифры «001», правда, с разными буквами.
Сняли «мигалки» городские чиновники и депутаты. Однако на дорогах они не реже чем раньше совершают различного рода правонарушения - вроде поворота налево при съезде с Дворцового моста (так быстрее всего попасть в Смольный с Васильевского острова). Ведь главный опознавательный знак для бдительных сотрудников ГИБДД в таких ситуациях – это серии и номера автомобилей, увидев которые стражи порядка на дорогах предпочитают не замечать нарушений. Некоторым и мигалки не нужны на дорогах – на многих трассах правило ДДД давно уже трансформировалось в ДДМФ (дай дорогу мигающим фарам), этот прием действует так же, как и мигалка с глухой «служебной» сиреной.
У смольнинских чиновников, которые передвигаются на автомобилях с сериями «ААА», ценными считаются номера до сотни. У депутатов, в сериях которых присутствуют буквы «ООА», номера обозначают принадлежность к территориям (бывшие депутатские округа).
Но есть еще один аспект. Сейчас в Петербурге развернулась избирательная кампания. По закону, в ходе выборов кандидатам запрещено использовать без оплаты из избирательного фонда любые услуги – и сотовую связь, и служебный транспорт. Тем не менее, многие депутаты не выключили свои «официальные» мобильные телефоны, а на стоянке около Мариинского дворца каждый день красуются автомобили, по которым с легкостью можно определить, кто же сегодня находится в ЗакСе.
Например, накануне - в понедельник на стоянке перед Мариинским дворцом были припаркованы автомобили десятка депутатов, уже ставших кандидатами на выборах парламентариев ЗакСа. Сбоку от площади припарковался «48-ой» (по номеру депутатского округа) депутата Игоря Артемьева, тут же подъехал и «17-й» Вадима Лопатникова, встав рядышком с «30-ым» Виталием Мартыненко и «029-ым» Аркадия Крамарева. Все трое от фракции «Единая Россия» присоседились к «Яблочникам» «10-ому» Михаилу Амосову и «34-ой» Наталье Евдокимовой. Рядом встал тоже бывший «Яблочник», а ныне единоросс «11-ый» Андрей Черных. С другой стороны припарковался «8-й» Владимира Гольмана. И почти незаметно встал, спрятавшись за чьим-то джипом, «23-ий» Алексея Тимофеева. По закону, за использование служебного положения во время избирательной кампании кандидата могут и снять с гонки.
Однако и ЗакСе и в горизбиркоме к использованию как сотовых телефонов, так и служебных автомобилей депутатами-кандидатами относятся скептически: ну, оплачивают расходы налогоплательщики, но ведь (в отличие от чиновников) депутаты не обязаны уходить в отпуск на время избирательной кампании.
«Очень сложно отследить, разговаривал депутат, желающий продлить свою карьеру в ЗакСе, по служебному телефону по вопросам, касающимся избирательной кампании, или же по насущным проблемам парламентской работы. Сразу невозможно понять, приехал ли он в Мариинский дворец на служебном автомобиле исключительно на заседание комиссии, комитета или заседания Совета Фракции, - сообщили в ГИК, комментируя ситуацию, - а может быть, депутат совсем не пользуется служебным транспортом? И на нем ездят только его помощники? Вот рисковать и кататься по избирательным штабам или по типографиям с агитационными листовками мы бы никому не советовали - рискованно». В чем именно риск – не говорят. Может, горизбирком там засады устроит и пеленг роуминга? Хотя излишне наблюдательные говорят, что некоторые высокопоставленные кандидаты в депутаты, выходя из своего обычного места работы, сначала садятся в один – обычный – автомобиль, демонстративно отъезжают за угол и там пересаживаются в привычный служебный транспорт.
Тема использования служебного транспорта однажды уже поднималась в Петербурге, когда с автомобилем одного высокопоставленного чиновника случился досадный инцидент. Тогда выяснилось, что работа по обслуживанию чиновников и депутатов автотранспортом регламентируется договором, который заключается между Законодательным собранием или Смольным и автобазой. Отвечает за все водитель транспорта. Автомобили работают в односменном, полуторасменном и двусменном режиме. Односменный подразумевает 8-часовой рабочий день пять дней в неделю, полуторасменный - по 13-14 часов и двусменный режим, который позволяет использовать автомобиль 16 часов. Однако, по неофициальной информации, на практике зачастую «за отдельную плату», чиновники пользуются транспортом чуть не круглосуточно, в том числе и в выходные дни.
Последний раз Смольный пересел на новые автомобили в 2005-ом году. Это была плановая закупка автомобилей, необходимая для обновления автопарка. В частности, для замены устаревших «Вольво», которые были закуплены 12 лет назад, еще во времена Анатолия Собчака. В результате было закуплено около 30 новых машин. За год до этого было куплено около 20-ти автомобилей для чиновников администрации.
В 2004-ом году из бюджета города на финансирование деятельности Государственного АТП "Смольнинское" было выделено 50 миллионов рублей. Эти деньги пошли на приобретение 50 автомобилей, предназначенных для депутатов Законодательного собрания (стоимость каждой из машин составила от 31 000 до 40 900 долларов) и 18 автомобилей «Вольво S60» и «S80» (стоимостью от 37 000 до 48 000 долларов) для смольнинских чиновников. В бюджете на 2005 год было заложено 37 миллионов рублей. Примерно на эту сумму и закупили новые автомобили.
В то же время в самом парламенте не раз поднимался вопрос о необходимости отказа от служебного транспорта – одни депутаты призывали других пересесть на личное авто (благо почти у каждого оно имеется). Например, депутат Никешин считает, что обеспечение служебным транспортом было целесообразно в советские времена, когда госслужащие не получали больших зарплат. Приобрести свой автомобиль могли немногие, а обеспечение транспортом было чем-то вроде льготы для госслужащих. Сегодня же, когда средняя зарплата госслужащего составляет от 35 тысяч рублей, а депутата - порядка 65-х тысяч в месяц, чиновники и депутаты могут позволить себе приобрести личный транспорт.
Обслуживание одного депутатского автомобиля обходится минимум в 150 тысяч рублей в месяц. Еще в 2005 году в горбюджете было заложено 900 миллионов рублей на эти нужды. В Смольном считают иначе. Во-первых, чиновники полагают, что закупка автомобилей одной и той же марки у одной и той же компании экономит средства, так как автомобили приобретаются оптом и по льготной цене, а обслуживаются комплексно, то есть, тоже дешевле.
*
Напомним, что с 1 февраля установлена общероссийская квота на количество автомобилей, которые могут быть оборудованы мигалками и сиренами. Региональным властям дали всего 87 спецсигналов – только для глав субъектов Федерации. 31 января в утвержденную еще два месяца назад «распределительную ведомость» внесли поправку. Части квоты лишилась Федеральная служба охраны – вместо 100 теперь только 50 автомобилей этого ведомства может иметь поблескивающий маячок (без учета кортежей первых лиц государства). Теперь и руководителям законодательных органов субъектов Федерации выделено 87 спецсигналов. (То есть теперь маячок может появиться на служебных автомобилях спикера питерского ЗакСа Вадима Тюльпанова и областного парламента Кирилла Полякова).
Татьяна Востроилова
Александра Медведева
Фонтанка.ру