Судебная система России так и не избавилась от «советского придатка» – надзорной инстанции: Конституционный Суд на днях признал существующую схему вполне легитимной, хотя и нуждающейся в реформе. Верховный суд тут же откликнулся на это, предложив сократить срок подачи жалоб на решения судов до трех месяцев. В каждую инстанцию при этом планируется запретить жаловаться больше одного раза.
По замкнутому кругу
Российская система судебного надзора практически не имеет аналогов в мире, в том числе и в большинстве стран СНГ. В России между второй и третьей судебной инстанциями существуют президиумы судов, куда подаются надзорные жалобы. И формально любое гражданское дело может рассматриваться в трех, а начатое у мирового судьи – в четырех инстанциях. Последняя из них – надзор. Вот только дело в ней может рассматриваться годами. Это никого не устраивает: проигравшая сторона все это время лелеет надежду, а выигравшая – не может быть уверена, что принятое судом решение окончательное. Страсбургский суд уже дважды указывал российской Фемиде, что такой порядок не соответствует принципам Европейской конвенции, которую наша страна обязалась выполнять десять лет назад. А год назад критическую резолюцию по этому вопросу издал комитет министров Совета Европы.
С одной стороны, надзорная инстанция решает очень важную роль – не все ошибки районного или мирового судьи устраняются в кассационной инстанции. А иногда, отменяя решение, городской суд наоборот, выносит неправильный вердикт. С другой стороны, действующий Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК) определил довольно сложную процедуру рассмотрения жалоб. Никто не созывает никаких заседаний и даже не вызывает стороны: судья в тиши кабинета читает два документа (жалобу и решение суда) и решает, есть ли смысл рассматривать дело по существу. И, чаще всего, отправляет формальную отписку. В лучшем случае истребует само дело. После чего также отписывается.
На обжалование решения суда в порядке надзора отведен год, фактически производство может продолжаться неопределенный срок, даже несколько лет. Ведь действующий закон допускает возможность многократного обжалования в порядке надзора одним и тем же лицом одних и тех же судебных постановлений в различные надзорные инстанции. Решение районного суда может быть обжаловано сначала в президиуме городского суда. В случае отказа гражданин может обратиться к председателю суда, который также вправе истребовать дело. Его вновь изучает судья (уже другой) и вновь отказывает. Гражданин снова жалуется председателю…
Пока судьи и председатели спорят, гражданин может пропустить шестимесячный срок на подачу жалобы в Европейский Суд и лишиться возможности прибегнуть к межгосударственным средствам защиты своих прав, которое ему гарантировано Конституцией России.
Встретимся в Страсбурге
Противники системы надзора называли ее «пережитком советской системы». Однако ее решили сохранить, внеся некоторые правки. В феврале Конституционный Суд России обязал суды при наличии указаний в жалобе на существенные нарушения передавать дела в надзорную инстанцию, признав недопустимыми немотивированные решения (отписки). «Надзорное производство – это способ исправления фундаментальных судебных ошибок, без которого пока обойтись нельзя, – считает председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин. – В Европе эти функции выполняют верховные и конституционные суды, но российское конституционное правосудие с этой задачей справиться не в состоянии. Армения, Азербайджан и Украина пошли по европейскому пути и отменили советскую систему надзора. В итоге Конституционные суды этих стран оказались завалены жалобами по конкретным делам».
А уже на следующий день Пленум Верховного Суда России сам предложил модифицировать систему, представив соответствующий законопроект.
Что же предложено? Срок подачи жалобы предлагается сократить до трех месяцев, а восстановление пропущенного срока следует допускать только в исключительных случаях (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.). В каждую инстанцию можно будет подать жалобу только один раз.
Правда Европейский Суд уже давно вообще не признает надзорную инстанцию как обязательную процедуру – обратиться в Страсбург можно сразу после принятия решения городским судом. Отрегулировав подачу надзорных жалоб, российские судьи, скорее всего, хотят сократить поток обращений в Европейский Суд. Сейчас в Страсбурге лежит почти десяток тысяч жалоб из России.
Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру
Поделиться