Житель татарского Альметьевска Евгений Веденин наконец-то получил от государства компенсацию за то, что был приговорен к 15 годам за убийство, которого не совершал. История Евгения тесно связана с Петербургом – в наш город переселился судья, вынесший несправедливый приговор. Питерские сыщики вскрыли ошибку, а журналисты помогли добиться правды.
Житель татарского города Альметьевска Евгений Веденин на днях наконец-то получил от государства компенсацию за то, что был приговорен к 15 годам за убийство, которого не совершал, и даже отсидел часть срока. История Евгения тесно связана с Петербургом – в наш город переселился судья, вынесший несправедливый приговор. Питерские сыщики вскрыли ошибку, а журналисты помогли добиться правды.
Напомним, что 14 апреля 2001-го года в Альметьевске был убит начальник службы безопасности компании «Татнефть» Александр Калякин. Убийство было громкое, резонансное. Город Альметьевск – нефтяная столица Татарстана. Сразу, по "горячим следам", был обнаружен и «убийца». 25-летний Евгений Веденин. А спустя три года был найден настоящий преступник, и первыми о нем узнали сотрудники отдела по раскрытию заказных убийств ГУВД Петербурга. Были арестованы не менее десяти человек (кстати, хороших знакомых скандально известного Олега Маковоза), которые, оказавшись в руках оперативников, признались в совершении различных преступлений, в том числе заказных убийств, совершенных не только в Петербурге, но и в Москве, и в том же Татарстане. Один из арестованных рассказал, что выполнял «заказ» в городе Альметьевске, убив начальника службы безопасности «Татнефть»...
Почему это преступление списали именно на Евгения, питерские оперативники объясняют очень просто: парень был ранее судим по «малолетке», не имел высокопоставленных покровителей, да к тому же внешне походил на киллера. (Судья Козихин, который осудил Евгения на 15 лет, возможно, и сейчас работает мировым судьей в 16-ом округе Василеостровского района и считает, что все сделал в тех обстоятельствах верно).
Евгений Веденин отсидел в колонии строгого режима три года и девять месяцев, после чего был освобожден и полностью реабилитирован (его возвращение домой состоялось во многом благодаря сотрудникам отдела по раскрытию заказных убийств ГУВД Санкт-Петербурга). «Фонтанка» и «Тайный советник» подробно писали об этой истории. В общем-то, благодаря этому о ней и стало так широко известно.
Юристы АЖУРа советовали герою наших публикаций подать иск о возмещении морального вреда. Право на возмещение ущерба, причиненного незаконным арестом, привлечением к уголовной ответственности и иными действиями правоохранительных органов, есть у каждого российского гражданина. Но тогда Женя посчитал это абсолютно невозможным. «На 99, 9 процента я уверен, что компенсацию не получу», - сказал он. С ним многие были согласны. Практика возмещения морального вреда, которого удается добиться некоторым безвинно осужденным, потрясает своим цинизмом - в худшем случае один МРОТ, в лучшем - 15 тысяч рублей.
Но Евгений все-таки написал исковое заявление. Клеймо убийцы, пусть и оправданного, не давало ему спокойно жить и работать в родном городе. Вся проблема заключалась в том, что никто его с такой скандальной репутацией не брал на работу. Он принес иск в городской суд 13 сентября 2005 года, но судья отослал его в Казань: мол, там располагается ответчик – Управление федерального казначейства РТ. Как потом оказалось, судья до этого никогда не сталкивающийся с подобными исками, просто решил перестраховаться, переложив всю ответственность принятия решения на коллег. Но из Казани Веденина отправили обратно в Альметьевск.
Таким образом, иск приняли к производству, был назначен день судебных слушаний. Из-за формальностей суд был перенесен на 9 ноября, и в этот же день судья огласил вердикт. Из заявленных Ведениным пяти миллионов рублей компенсации морального ущерба, причиненного ему государством в лице правоохранительных органов, суд определил взыскать с управления федерального казначейства РТ три миллиона рублей.
Представительница казначейства была в шоке от заявленной суммы (она, например, заявила суду, что Евгений, будучи ранее судимым, вообще не имеет права на моральную компенсацию, так как у него уже есть «опыт страданий»!). Естественно, что решение альметьевского суда было оспорено. Причем, битва разыгралась на самом высоком уровне.
Сначала за Минфин, из закромов которого, собственно, и должна была производиться выплата, вступилась коллегия по гражданским делам Верховного суда, снизившая размер компенсации до 1 миллиона рублей. Потом исполнительные документы из суда по неизвестным причинам вместо Минфина попали в Управление федеральной службы судебных приставов по Москве. Пришлось Евгению взяться за дело самому и возить бумаги по инстанциям. Выплата затягивалась, Веденин даже перестал ездить в банк и проверять свой счет.
16 февраля, когда исполнилось ровно два года со дня его освобождения, Евгений с другом все же заехали в банк и узнали, что деньги перечислены.
- Почему только миллион? Верховный суд счел, что судья из Альметьевска «завысил» стоимость моих страданий, - рассказал Евгений корреспонденту «Фонтанки». – Мол, за мои «геройские поступки» и этого много, да и стресса я, по их мнению, никакого не испытал, так как сидел раньше…
То, что эта история стоила Евгению потери семьи (во время отсидки ему пришлось развестись), то, что мать парня поседела раньше времени, то, что репутация Ведениных была подорвана, а ему почти четыре года пришлось ни за что ни про что вставать и ложиться по звонку и каждую минуту опасаться за свою жизнь, никто в расчет не принял.
Евгений не намерен останавливаться. Он хочет подать новый иск, чтобы государство заплатило ему за свою ошибку и волокиту сполна. Может быть, после этого суды перестанут ошибаться, а бюрократы - держать под сукном документы.
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Цена убийства, которого не совершал
Судьба Евгения Веденина: молчи, а то убьют?
Жизнь вне закона