Сегодня исполняется полгода с момента авиакатастрофы самолета ТУ-154 "Пулковских авиалиний" в небе над Донецком, произошедшей 22 августа 2006 года. Накануне родственники погибших вновь встретились вместе. Их собрало не только общее горе, но и общие сложности. Кто-то не может получить необходимую медицинскую помощь, у кого-то – проблемы с оформлением документов…
Каждый, кто близко сталкивался с горем, знает: в первое время вокруг тебя есть люди, от которых можно в любой момент получить поддержку. Но время идет, у всех свои дела, и ты остаешься с горем один на один. Что делать тем, кто оказался в патовой ситуации, если вокруг только заявляют о готовности оказать всяческую помощь, выделить льготы, выплатить средства, а на деле этого нет?
И никого в очереди в поликлинике не волнует, сколько справок требуется представить, например, тем, кто оформляет опеку над оставшимися без родителей детьми, никто не знает, сколько бумажек надо принести тем, кто остался в квартире, оформленной на погибшего. Как тяжело ездить на опознание, искать вещи дорогого человека, даже если вы этого уже не хотите, но этого требует следствие...
Не смотря на все уверения приехавшей на встречу представительницы городского комитета по здравоохранению Ирины Лариной в том, что комитет со своей стороны делает все возможное, люди, на деле столкнувшиеся в результатами этой работы, были возмущены качеством работы районных поликлиник. Госпожа Ларина подтвердила, что в
поликлиниках, за которыми они закреплены, есть списки, и в соответствии с ними помощь должна оказываться, но, по ее словам, и сами родственники не спешат как-либо реагировать на нарушения медицинских работников, так что комитет получил сведения о неудовлетворительном обслуживании пострадавших только недавно. И только сейчас почему-то ставится вопрос об ответственных лицах в каждом конкретном медицинском учреждении, хотя злополучные списки были переданы еще в августе. Чиновница достаточно цинично предложила возложить обязанности "водить за ручку" по кабинетам специалистов заместителей главного врача поликлиник. Родственникам погибших требуется, наверно, не столько непосредственно помощь в механическом ее исполнении, сколько понимание и поддержка от медперсонала, если исходить из того, что качественное оказание медицинских услуг - основная работа. Вероятно поняв, что положительного отзыва от пришедших она не получит, госпожа Ларина даже публично признала: "Да, мы в комитете вынуждены признать, что в поликлиниках существует система поборов". С пациентов вымогаются деньги за лечение, процедуры и медицинские препараты. Впрочем, и этому было найдено объяснение - недостаточное финансирование медицины. Ни самобичевание представительницы комитета, ни общие данные статистики об улучшении работы поликлиник не смогли убедить пришедших.
Еще один болезненный вопрос для многих - личные вещи погибших. В настоящее время все они находятся в Донецкой прокуратуре, откуда в дальнейшем должны быть направлены в Петербург в качестве вещественных доказательств, так что получить вещи удастся нескоро. Однако на встрече стало известно, что в городской прокуратуре Петербурга инициативной группе сообщили, что уже достигнута договоренность о ередаче вещей в Петербург. Договоренность эта пока только устная. Однако от представителей Донецкой прокуратуры стало известно, что у них находятся всего две коробки: в основном, ценности и мобильные телефоны.
Возможно, что-то может проясниться во время поездки родственников на место катастрофы. Пока точно не решено, когда и каким образом это произойдет. Как стало известно корреспонденту "Фонтанки" некоторые будут в Донецке уже сегодня, - но это частная поездка и за свои деньги. Некоторые не могут лететь самолетом, не все, возможно, захотят ехать организованно. Инициативная группа в настоящий момент собирает пожелания о том, как люди бы хотели поехать в Донецк. По заверению руководителя комитета по труду и социальной защите Александра Ржаненкова, когда родственники решат - деньги для них найдутся, часть расходов возьмет на себя авиакомпания "Россия" - приемник "Пулково".
Кстати, представителей "России" вчера на встрече не дождались. Какого-либо письма от них так же получено не было. А между тем, компания обещала профинансировать и создание памятного знака на месте катастрофы. До сих пор родственники не смогли прийти к единому решению, что именно там появится: памятник, мемориальные плиты или что-то еще. В любом случае мемориал специалисты посоветовали делать из местного материала. Место, где упал самолет принадлежит одному из совхозов Донецкой области, по решению руководства совхоза выгул скота там запрещен. Возможно, в скором времени там появится не только памятный знак, но и аллея из берез. Четыре дерева уже посажены и прижились.
Наиболее острым остается вопрос с получением компенсаций. На этой неделе стало известно, что 24 февраля коллективный иск родственников поступит в Санкт-Петербург из Москвы, куда направляли свои документы потерпевшие. В течение недели после этого будут назначены слушания. По словам Виталия Юсько, на настоящий момент собрано 20 комплектов документов для направления дела в суд, еще многим родственникам до 27 февраля необходимо принести недостающие бумаги.
Останавливаться в поиске правды родственники погибших в катастрофе ТУ-154 не собираются. Они зачастую не видят реальной помощи, так что в ближайшие несколько дней они собираются направить письмо президенту Путину. Только после аналогичного обращения жителям Беслана удалось получить доступ к материалам уголовного дела и узнать хотя бы часть правды о трагедии. В своем письме пострадавшие так же хотят отметить, что недовольны вердиктом технической комиссии МАК, объявившей результаты своих изысканий 17 февраля, когда виновником трагедии фактически был назван экипаж самолета.
"В данном случае пилоты - следствие тех причин, которые привели самолет в ту роковую грозу, тех причин, которые довели нашу гражданскую авиацию до плачевного состояния", - пояснил Юсько, - необходимо развернуть всю цепочку из тех, кто отдавал неправильные приказы и распоряжения, кто регулировал деятельность авиации, кто вел самолет с земли и только тогда найти виновных. Но для того, чтобы все это узнать, родственникам необходимо ознакомиться с материалами уголовного дела и полным текстом заключения МАК. Перед собравшимися было зачитано письмо городской прокуратуры, направленное в их адрес, в котором сообщается, что в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством эта информация относится к тайне следствия и оглашению не подлежит, а значит, доступа к ним родственники не получат до окончания расследования. Из этого же письма стало известно, что до сих пор результаты деятельности комиссии МАК не дошли до прокуратуры Петербурга. А меж тем сроки предварительного расследования продлены до 22 апреля. Однако родственники погибших официально признаны потерпевшими, а значит, представляют сторону обвинения в уголовном деле, что в свою очередь означает, что участвовать в следствии они имеют право наравне с представителями ГТК "Россия", которые даже имеют возможность привлекать своих экспертов. Такой возможности у родственников почему-то нет. Эту юридическую коллизию необходимо разрешить в кратчайшие сроки, дабы не вышло другой неприятной ситуации, когда полностью виновными будет признан только погибший экипаж, а за отсутствием субъекта преступления уголовное дело будет закрыто. Тогда добиться правды будет еще сложнее.
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Снова подвел человеческий фактор;
Адвокат Игорь Трунов: вопрос вины экипажа Ту-154 не связан с вопросом выплат потерпевшим;
МАК не уполномочен заявить;
Авиакатастрофа «Ту-154»: уголовное дело в отношении украинских диспетчеров закрывают;
Иск родственников погибших в катастрофе Ту-154 направили в Петербург;
Последний рейс. Последний путь;
По факту авиакатастрофы Ту-154 возбуждено уголовное дело;
Вадим Базыкин: Командир упавшего Ту-154 мой старинный приятель и один из самых опытных летчиков «Пулково»;
На борту упавшего самолета было 45 детей;
Упавший самолет был выпущен в 1992 году и прошел два ремонта;
Ту-154 Пулковских авиалиний упал под Донецком
Поделиться