Деле об убийстве милиционером одного петербургского студента и ранении второго в очередной раз возвращается в прокуратуру на доследование. Такое решение было принято на днях федеральным судом Московского района Петербурга. Между тем, летом этого года истекает срок давности по делу, и есть опасения, что виновный уйдет от наказания.
«Фонтанка» уже рассказывала об этом трагическом инциденте. Как утверждало предварительное следствие, в ночь с 8 на 9 июля 2001 года сержант Николев стал свидетелем драки и, чтобы драчуны – два студента Горного института - оставались на месте до прибытия милиции, сначала сделал предупредительный выстрел в воздух, а затем открыл стрельбу из табельного оружия, так как парни обратились в бегство. Вроде бы все правильно, если бы в результате такого задержания один из них не скончался бы в больнице, а второй на всю жизнь не остался бы инвалидом.
По версии следствия, милиционер произвел предупредительный выстрел, который парней не остановил. Тогда Николев произвел три прицельных выстрела в Дмитрия Мачихина. Второй драчун повернулся, и, несмотря на предупреждение остановиться, сделал несколько шагов в сторону милиционера. Тот выстрелил в находившегося за металлической решеткой сквера парня (через 9 дней Виталий Шумилин умер в больнице - пуля повредила трахею, пищевод, легкое и позвоночник).
В тот день молодые люди отмечали день рождения одного из них. В слегка «подпитом» состоянии они оказались на станции метро «Московская», где познакомились с двумя музыкантами. После чего возле памятника Ленина компания немного повздорила, устроив стычку. Увидевший это патрульный милиционер направился в сторону ребят, двое из которых, перепрыгнув через ограждение и кусты в близлежащем парке, попытались скрыться. Остановившись, один из молодых людей крикнул милиционеру: «ну что теперь, стрелять будешь?» - милиционер выстрелил…
Через несколько дней было возбуждено уголовное дело… против студентов. К больничным палатам была приставлена охрана, а одного из парней, как утверждают родные, даже приковали наручниками к кровати. На следующий день Виталий Шумилин скончался.
В отношение милиционера Алексея Николева уголовное дело было возбуждено лишь спустя полгода – в феврале 2002. 22 октября 2004 года милиционер был признан виновным в совершении преступления, ему было назначено наказание в виде лишения свободы на 5 лет. С 2002 по 2004 год Николев продолжал работать в милиции. 15 марта 2005 года, отсидев 5 месяцев, он вновь вышел на свободу - в связи с отменой приговора судебной коллегией по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда. Дело вновь вернулось в Московский суд – из-за юридических коллизий. Однако 26 февраля было вновь отправлено в прокуратуру – на доследование. С одной стороны, это возможность еще раз досконально разобраться в произошедшем. С другой – растянуть время.
Юристы из адвокатской коллегии «Призывник», которые проводят независимое расследование обстоятельств этого дела, полагают, что суд специально затягивает процесс, потому как летом этого года истекает срок давности по основной статье, которая инкриминируется Николаеву - убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ). Вторая статья – 286 (превышение должностных полномочий), срок давности по которой истекает в 2011 году, может войти в диспозицию предыдущей и тогда «честь мундира», которую так рьяно, как кажется юристам, отстаивают правоохранительные органы, не пострадает.
Юристы из «Призывника» утверждают, что до прихода в милицию, Николев неоднократно попадал в психиатрические стационары, при поступлении на работу эти факты им были скрыты. А незадолго до стрельбы из табельного «Макарова» возле метро «Московская» милиционер вернулся из командировки в Чечню, где, как известно, не санаторно-курортное лечение проходят. Одна из правозащитниц Санкт-Петербурга, Екатерина Колесова, привела сегодня слова Николева, якобы услышанные ею от самого обвиняемого : «В Чечне ему приходилось заниматься «тем же самым» – то есть стрелять в людей». Однако раздираемая войной Чечня и Петербург в 2001 году – две большие разницы.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Милиционера судят за нападение на хулиганов
Из-за неявки адвоката дело милиционера, стрелявшего в студентов, отложено
Поделиться