Год Китая в России начался в Петербурге в лучших традициях дружбы народов – с депортации гражданки Поднебесной Ма Хуэй и ее 8-летней дочери Ма Дин. Мать – беженка (ее статус подтвержден управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев), ее муж Ченгуан Ли – гражданин Китая, имеющий разрешение на работу в РФ. Дочь родилась в Петербурге, уже пошла во второй класс одной из питерских школ. Сегодня утром, когда отец был на работе, в дом к Ма Хуэй явились сотрудники миграционной службы в сопровождении сотрудников милиции. Китаянке и ее дочери было предложено проследовать с ними в Пулково: вечером они должны лететь в Китай. По крайней мере, такова версия петербургских правозащитников.
Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» заместитель председателя правозащитной организации «Гражданский контроль» Юрий Вдовин, к нему обратился муж Ма Хуэй Ченгуан Ли, который рассказал, что его жену утром забрали работники миграционной службы. На основании постановления (чьего – ему не сказали) Ма Хуэй должны сегодня депортировать в Китай. При этом дело об экстрадиции женщины назначено к рассмотрению Дзержинским федеральным судом на 30 марта. Однако, согласно российскому законодательству, если выдворение (экстрадиция) осуществляется по решению суда, то депортация – по решению начальника Управления федеральной миграционной службы по Петербургу.
«Надо разделять понятия «дружба народов» и «дружба карательных органов», - возмущается Юрий Вдовин. Правозащитник считает, что в Китае женщине грозит тюрьма, а выдача ее без суда является нарушением прав человека. (По словам Вдовина, Ма Хуэй – сторонница запрещенного в Китае движения Фалуньгун – авт.)
Как сообщила корреспонденту »Фонтанки» адвокат Ма Хуэй Ольга Цейтлина, ее клиентка находится сейчас в Пулково-2, но где именно – установить пока не удалось. «Мы обращались к милиции, – они говорят, что она у пограничников. - Мы обратились к пограничникам – они отправили нас к милиции», - пожаловалась Ольга Цейтлина нашему корреспонденту.
В генконсульстве КНР в Петербурге об этой ситуации ничего не знают. В миграционной службе от каких-либо комментариев по телефону отказались, а любую информацию согласились предоставить лишь в ответ на официальный запрос в установленные законодательством сроки.
Запрос мы обязательно напишем. А пока, напомним, что подобные примеры русско-китайской дружбы силовых органов не редкость в северной столице. В 2002 году в Петербурге задерживалась гражданка Китая Вени Ванг - журналистка китайской газеты «The Epoche Times», которая издается в США. Она была арестована 6 июня на пять суток по решению Ленинского федерального суда Адмиралтейского района. Утром того дня она была задержана сотрудниками милиции у гостиницы "Астория" (в это время в гостинице размещалась временная резиденция китайского премьера Цзянь Цземиня) якобы за распространение листовок и материалов о репрессиях в отношении движения Фалуньгун в Китае. По информации, полученной в правоохранительных органах, поводом для задержания послужила настойчивость гостьи, с которой она предлагала агитматериалы. Эти действия были расценены органами правопорядка как мелкое хулиганство (статья 158 Административного кодекса). Из здания суда Вени Ванг была отправлена в объединенный приемник-распределитель при ГУВД, где находилась до 11 июня.
Как рассказывала «Фонтанке» сама Вени Ванг, задержана она было вовсе по непонятным ей причинам, а судебное решение было вынесено на основании не соответствующих действительности показаний, которые дали задерживавшие ее люди. Представители Фалуньгун, связавшиеся с «Фонтанкой», считали, что истинным мотивом задержания Вени Ванг является тот факт, что в «июле 2001 года во время визита Цзянь Цземиня на Мальту журналистка открыто критиковала его политику репрессий в отношении сторонников Фалуньгуна». Во время визита китайского премьера в Петербург Ванг узнали несколько сотрудников его охраны. В результате этого, по мнению госпожи Ванг, "российские власти могли получить информацию о том, что она опасна, и, не зная, в чем состоит эта опасность, задержать ее". И представители Фалуньгун, и сама журналистка считают, что это могло произойти лишь при существовании определенного давления на российские власти со стороны Китая.
Фалуньгун, также известный как Фалунь Дафа (в переводе – «Колесо дракона») - система совершенствования души и тела, впервые публично представленная в Китае учителем Ли Хун Чжи в 1992 году. По информации, размещенной на сайте движения, в настоящее время свыше 100 миллионов человек в более чем 30 странах успешно практикуют его принципы. Официально заявлено, что Фалуньгун не преследует политических и коммерческих целей, не является ни религией, ни сектой, в нем нет обрядов и ритуалов.
В 1992 году боец Народно-освободительной армии (НОАК) Ли Хунчжи, уйдя в запас, неофициально создал организацию, чья религиозная основа представляет собой смесь буддизма и даосизма в сочетании с элементами традиционной китайской борьбы, зарядки и медитации. Результат превзошел все ожидания - только в одном Китае последователей движения насчитывается более 70 миллионов человек. Для сравнения - компартия Китая насчитывает около 60 миллионов человек. Кстати, среди них было немало членов компартии. Последователи Фалуньгун считают, что китайское правительство воспринимает это движение как угрозу из-за его популярности.
Впервые свой политический голос Фалуньгун открыто подала 25 апреля 1999 года в центре Пекина - многотысячная толпа потребовала от властей официального признания. Власти решили проявить жесткость: около 3 тысяч активистов были арестованы. Правда, в тот момент это военно-патриотически-религиозное движение запрещено не было. Указ о его запрете Пекин отдал лишь спустя три месяца, когда в более чем 30 городах КНР прошли массовые манифестации с требованием выпустить на свободу всех активистов.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Журналистка из Китая отрицает все обвинения
КИТАЯНКУ СУДИЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ ЗА АКЦИЮ ПРОТИВ КИТАЙСКОЙ ВЛАСТИ
Поделиться